The Art Newspaper Russia
Поиск

Скульптуры из Берлина обнаружились в Москве

Фото: Archiv SBM. Staatliche Museen zu Berlin

Фото: Archiv SBM. Staatliche Museen zu Berlin

Искусствоведы узнали о местонахождении 59 скульптур итальянского Возрождения из коллекции берлинского Музея Боде, ранее считавшихся утраченными в ходе Второй мировой войны, — они хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве. Речь идет, в частности, о работах Донателло, Луки делла Роббиа, Никколо и Джованни Пизано. Об этом сообщает Фонд прусского культурного наследия.

Скульптуры находились среди прочих произведений искусства в зенитном бункере в районе Фридрисхайн в восточной части Берлина. В мае 1945 года здание пострадало от пожара, многие работы, предположительно, были уничтожены огнем, в том числе полотно Караваджо «Святой Матфей». Оставшиеся перевезли в Москву.

В течение десятилетий у немецких историков искусства не было представления о том, что пропало в огне, а что оказалось в Советском Союзе. Вместе с тем с 2005 года немецкие и российские музейные специалисты занимаются расследованием судьбы произведений искусства, пропавших в обеих странах. О том, что в Москве находится 59 ренессансных скульптур, стало известно на симпозиуме, который прошел во Флоренции 3 мая.

«Большая часть скульптур повреждена, некоторые из них сохранились лишь во фрагментах, — рассказал куратор коллекции итальянского Возрождения в Музее Боде Невилл Роули, вошедший в исследовательскую группу. — В том состоянии, в котором они находятся сейчас, они не могут быть показаны публике. Однако есть планы выставить скульптуры в Пушкинском музее после их восстановления».

На сайте ГМИИ им. Пушкина говорится, что с 2015 года реализуется совместный с Музеем Боде проект «Донателло и исчезнувший музей», реставраторы из Германии и России провели серию встреч, посвященных восстановлению скульптур. Часть коллекции Музея Боде, который является правопреемником ныне не существующего Музея кайзера Фридриха, была передана в Берлин в 1959 году в рамках программы по возвращению перемещенных ценностей.

«Участие берлинских специалистов поможет российским реставраторам, так как в Берлине до сих пор сохранились оригинальные формы, снятые со скульптур для выполнения гипсовых слепков. Эти формы несут важнейшую информацию о первоначальном виде памятников», — отмечают в ГМИИ.

В Пушкинском музее обещают провести выставку после завершения масштабной реставрации и оставить наиболее значимые скульптуры в постоянной экспозиции. Кстати, на днях здесь завершилась выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», на которой воссоединились произведения Лукаса Кранаха Старшего из собрания замка Фриденштайн в Готе — привезенная из Германии часть и та, что оказалась в коллекции ГМИИ.

Вопрос о перемещенных в результате Второй мировой войны культурных ценностях довольно чувствителен для обеих стран. В России он регулируется законом «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», согласно которому «все перемещенные культурные ценности, ввезенные в Союз ССР в осуществление его права на компенсаторную реституцию и находящиеся на территории Российской Федерации… являются достоянием Российской Федерации и находятся в федеральной собственности».

Периодически некоторые вещи передаются из Германии в Россию и наоборот. В их числе — витражи церкви Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере и решетки петергофского дворца Марли с двуглавыми позолоченными орлами и вензелем императора Петра I.

Материалы по теме
Просмотры: 6441
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
6
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
7
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
8
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
9
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
10
Александр Меламид: «Самое важное для меня, что я научил рисовать слонов»
Художник Александр Меламид, участник знаменитого дуэта Комар — Меламид, изобретшего целый ироничный стиль в русском искусстве — соц-арт, поговорил с нами о гениальности, актуальности, парадоксах и выставке в Московском музее современного искусства.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru