The Art Newspaper Russia
Поиск

Марина Варварина: «Мы идем вразрез с канонами»

Коллекционер и создатель музея современного искусства «Эрарта» Марина Варварина рассказала о будущем суперпопулярного в Петербурге пространства

Музей «Эрарта» создан в 2010 году и с тех пор стал одним из самых популярных России (в прошлом году его посетили почти 413 тыс. человек).

Его основательница Марина Варварина — непубличный человек, но ради своей первой книги «Долина красок» согласилась дать нам интервью.

Когда в 2010 году Музей современного искусства «Эрарта» открылся, вы говорили, что планируете в будущем сделать свое детище самостоятельным. Музей научился жить без вас?

Несомненно! Я не тягловая лошадь в этой повозке, но помогаю чем могу. Вот написала книгу, отдала музею все права — тоже помощь. «Эрарта» — это самостоятельный организм. Хочется, чтобы симпатию и расположение к «Эрарте» испытывали и другие люди, особенно те, кто может привнести в музей что-то свое, важное и ценное. Моя задача — помогать тем людям и проектам, которые соответствуют, на мой взгляд, музейной политике. Моя книга «Долина красок» соответствует, а все вокруг нее «Эрарта» сама придумала, сама озаботилась всеми организационными, финансовыми вопросами.

О чем ваша книга?

Она просто о жизни. В ней заложено много разных смыслов, она может быть интересна разным поколениям. Сначала мы коротко объясняем «К теории цвета» Иоганна Вольфганга фон Гете, говорим о том, как из трех базовых цветов складывается основная палитра. Но книга не о теории, это история глобализации в фантазийном варианте. В Долине красок были разные государства, за каждым из которых закреплен свой цвет, — государство синих, союз красных, соединенные штаты оранжевых и так далее. Все они строго охраняли свои границы, соблюдая чистоту цвета, не смешиваясь. Потому что, как известно, смешение всех красок дает коричневый цвет, которого все боятся. Потом появились чужаки, и в Долине красок началась паника: все испугались, что исчезнет чистота цвета. Но некоторые смельчаки поняли, что жизнь идет вперед и надо что-то менять. Они отправились в путешествие по разным странам, завязали новые знакомства, установили новые отношения. И оказалось, что, даже смешиваясь, можно сохранить свою чистоту, что никакого коричневого пришествия нет. Автором иллюстраций стал Николай Копейкин.

Очень актуальная и политкорректная сказка!

Это скорее о том, что мир живой и яркий и жить надо именно в таком мире.

«Эрарта» самостоятельно выживает в финансовых вопросах?

Выживает, но это коммерческая тайна. Мы семимильными шагами идем в нужном направлении!

За прошедшие годы ваши личные художественные пристрастия поменялись?

Естественно. По молодости всегда нравится что-то модное: Сальвадор Дали, Рене Магритт… До сих пор люблю Магритта, но душой отдыхаю на классике, люблю Томаса Гейнсборо, из отечественных художников — Федора Рокотова. Мне нравится это внутреннее свечение, идущее от их моделей. В общем, к преклонным годам пришла к классике и романтизму.

В ваш адрес нередко высказываются критически, мол, «Эрарта» занимается не искусством, а скорее шоу-бизнесом…

На протяжении всего нашего существования в наш адрес разные «крупные специалисты» высказывали разного рода «фи», и это совершенно естественно, потому что мы идем вразрез с канонами. Но мы и не позиционируем себя как большой традиционный музей или храм искусства, который точно вписывается в современные стандарты! У нас свой путь.

Не планируете какие-то совместные проекты с большими традиционными музеями?

На официальном уровне нет, наше общение ограничивается пока лишь обычными визитами друг к другу. Совместных проектов пока не обсуждали, каждый делает свое дело.

В последнее время музей сократил свою концертную и театральную деятельность, которая была так заметна в Петербурге. Каким вы видите дальнейшее развитие «Эрарты» как пространства современного искусства?

Лекции, сцена — это всегда существовало в музее как бы параллельно. Ресторан — это неотъемлемая часть любого музея или большой галереи. Но концертная и театральная деятельность были для нас довольно искусственными надстройками, мы таким образом расширяли свою аудиторию, не более того. Потом поняли, что наша выставочная деятельность поглощает столько сил, времени и средств, что на все остальное мы не можем отвлекаться. Мы прошли определенный отрезок своего пути и поняли, что имеет смысл заниматься в первую очередь нашим прямым делом — выставками современного искусства.

Какие большие выставочные проекты ожидают зрителей в следующем году?

Мы уже подписали договоры на три года вперед, но хочу рассказать о планах на следующий, юбилейный год. Из ударных будет выставка Рассела Джеймса, официального фотографа Victoria’s Secret, и мы постараемся подать работы в таком оформлении, чтобы публика сильно удивилась. Мы уже обсудили его с самим Джеймсом, идея ему понравилась. Год завершится выставкой знаменитого ирландского модельера-шляпника Филиппа Трейси. Когда мы с ним договаривались, было необычайно приятно, что он не только согласился, но и публично заявил: мы с «Эрартой» друзья! Мы постараемся сделать оформление его выставки феерическим. Сейчас с командой Трейси обсуждаем детали.

Просмотры: 3750
Популярные материалы
1
На фасаде Пушкинского появится фото из «ИзоИзоляции»
Победитель челленджа ГМИИ им. А.С.Пушкина и группы «ИзоИзоляция» в Facebook представил свои вариации на тему «Давида» Микеланджело.
27 мая 2020
2
В Вене открывается Альбертина Модерн
Основой собрания нового музея, который примет первых зрителей 27 мая, стали частные коллекции с работами топовых художников, в числе которых Георг Базелиц, Алекс Кац, Ансельм Кифер, Синди Шерман и многие другие.
25 мая 2020
3
Археологи нашли под Вероной древнеримскую виллу, которую искали несколько десятилетий
Главным открытием стал прекрасно сохранившийся мозаичный пол виллы, построенной в III веке н.э. и скрытой под виноградником.
28 мая 2020
4
Сады в русской живописи
Представляем десять произведений, посвященных живописному цветению и науке садоводства.
27 мая 2020
5
Александр Юликов: «Я согласен, что делаю медитативное искусство»
Классик русского современного искусства недавно получил грант-премию нью-йоркского фонда Barnett and Annalee Newman Foundation. Художник рассказал, что для него значит это признание и как он шел своим путем в абстракции.
26 мая 2020
6
Российские музеи откроются для посетителей не раньше середины июля
При этом сотрудники музеев в регионах с относительно благоприятной эпидемиологической обстановкой смогут приступить к работе в начале июня.
26 мая 2020
7
Дэвид Чипперфилд реновирует Центральный телеграф
Планируется, что работы начнутся в конце 2021 года и завершатся в начале 2024 года.
26 мая 2020
8
Музеи Великобритании сливаются в соцсетях
Во время карантина музеи, галереи и библиотеки Великобритании создают сложную сеть культурных параллелей при помощи хештега #CollectionsUnited.
25 мая 2020
9
Как Метрополитен-музей в пандемию увеличил число подписчиков в соцсетях на 200 тыс.
Мы поговорили с SMM-менеджером музея Клэр Ланье о стратегиях цифрового продвижения в эпоху COVID-19.
28 мая 2020
10
Ева и Франко Маттес: «Интернет-мемы — это новое народное искусство»
Итальянский дуэт, Ева и Франко Маттес, сделавшие интернет своей художественной площадкой еще на заре его развития, рассказывают о том, как бывшие радикальными идеи становятся обыденностью, о компьютерном вирусе «Биеннале» и о выставках-призраках.
25 мая 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru