Нам стали известны подробности тяжбы вокруг картины Николая Рериха «Весть Шамбалы» («Стрела-письмо») 1946 года. Решением суда Государственный музей Востока получил право владения на эту работу и может претендовать еще на 140 картин художника-мистика.
В собрании Эрмитажа почти полмиллиона фотографий и дагеротипов, и все они требуют специальных условий хранения и реставрации. Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов Татьяна Саятина рассказала об особенностях обращения с артефактами.
Выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме смешала литературную фантасмагорию и советскую реальность.
Недавно с аукциона на юге США сняли полсотни подделок Наталии Гончаровой, однако в целом ситуация улучшается — считает галерист и специалист по русскому авангарду.
В Эрмитаже усилят меры безопасности, проведут запланированные выставки из Кореи и Китая и представят пятичасовой фильм о музее, снятый на последний iPhone.
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
Автор знаменитого проекта об истории оперы рассказала нам про будущие «подмостки» в Москве и особенности работы Музея Виктории и Альберта в сегодняшнем мире.
Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ поддержала кассацию заместителя генерального прокурора и отказала Ирине и Александру Певзнерам из Германии в праве владения картиной.
Размах деятельности Потемкина, его влияние на судьбы России и Европы огромны, и организаторы экспозиции постарались сделать ее соответствующей масштабу личности светлейшего князя.
Прокуратура в ходе проверки усадьбы И.Е.Репина «Пенаты» установила, что у музея нет ни документации, ни средств на реставрацию и ремонт. В музее надеются попасть в федеральную целевую программу и привлечь внебюджетные средства.
В рамках фестиваля NET в Россию впервые приезжает иммерсивный театр «СИГНА», родившийся из рассказов Достоевского, тотальных инсталляций Кабакова и детской любви к витринам художницы Сигны Кестлер.
Первая дата — 135 лет со дня рождения Исаака Бродского, вторая — 80 лет со дня его смерти. И ровно 70 лет назад, в самом центре Петербурга, на площади Искусств, открылся мемориальный музей-квартира.
К своему 100-летию Большой драматический театр проводит программу современного искусства со спектаклями Яна Фабра, видеоработами Билла Виолы, звуковой скульптурой и архитектурным объектом.
Со школьных лет каждому известно, что государь Петр Алексеевич был на все руки мастером. Собственноручно изготовленное им кресло обрело теперь новую жизнь и, возможно, прослужит еще три столетия.
В Лахте, историческом пригороде Петербурга, завершена реставрация церкви Святого апостола Петра. Памятнику 125-летней давности возвращен первоначальный вид.
4 октября исполняется 350 лет со дня смерти Рембрандта. К этой дате Эрмитаж отреставрировал и показывает «Падение Амана», а хранитель голландской живописи Ирина Соколова рассказала нам об особенностях изучения творчества гениального живописца.
В Вене открылась выставка «Between fire & fire. Украинское искусство сейчас», призванная передать состояние современного украинского общества, переживающего нескончаемую череду болезненных трансформаций.
Реставраторы музея завершают сложную работу над полотнами знаменитого живописца XVIII века. Попутно ему атрибутировали еще восемь произведений, прежде считавшихся анонимными.
В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме проходит выставка, посвященная искусствоведу и мемуаристу Всеволоду Петрову и его участию в формировании ленинградской культуры 1930–1970-х годов.
Наследник последней петербургской «профессорской коллекции» Владимир Палеев — уникальный пример человека, сохранившего собрание отца в первозданном виде.
На выставках к 130-летию Анны Ахматовой показывают ее знаменитые портреты, в том числе Кузьмы Петрова-Водкина и Натана Альтмана, а также фотолетопись поколения.
В планах фонда, который должен заработать летом в Варшаве, не только популяризация творчества знаменитого предка, но и отслеживание подделок Малевича на арт-рынке.
Британский искусствовед, исследователь русского авангарда, президент Общества Малевича Кристина Лоддер рассказала The Art Newspaper Russia о том, чем занимается организация, существующая на средства от продажи полученных из Стеделейк-музея и MoMA картин художника.
Московский коллекционер-исследователь передал в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН уникальную коллекцию парного китайского оружия.
Документальная лента «Кулаков великого предела» — первый кинематографический рассказ об одной из самых ярких фигур московско-ленинградского андерграунда времен оттепели.
По мнению петербургского коллекционера, «Портрет Елизаветы Яковлевой», показанный на многих выставках как работа Казимира Малевича, написан его ученицей Марией Джагуповой.
В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка Олега Григорьева, собранная из нескольких частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы. Она приурочена к 75-летию со дня рождения поэта и художника.
Сейчас в музее более 183 тыс. экспонатов. Он именуется научно-исследовательским, в его состав входит четыре мемориальных объекта: квартиры Исаака Бродского и Архипа Куинджи, усадьба «Пенаты» Ильи Репина и дом Павла Чистякова в Царском Селе.
Петербургский художник Александр Шишкин-Хокусай рассказал о своем проекте для павильона России на Венецианской биеннале, над которым он работает в Музее стрит-арта.
Ведущий специалист сектора химико-биологических исследований Русского музея рассказала о том, как остановить окисление масляной живописи и как микрохимию используют реставраторы и изготовители подделок.
На Международном форуме «Новая генерация: художник и его поколение», посвященном 140-летию со дня рождения Казимира Малевича, говорили об украинском модернизме.
Специалисты мастерской реставрации каменной и гипсовой скульптуры Государственного Русского музея завершили работу над бюстом Екатерины II, выполненным неизвестным мастером XVIII века.
Городской совет Гента и экс-глава Музея изящных искусств (MSK) Катрин де Зегер, лишившаяся должности из-за выставки сомнительного русского авангарда, подали друг на друга несколько жалоб в судебные инстанции
Портрету Александра II кисти Карла Фридриха Рейхерта и иконе XVII века «Чудеса Богородицы Тихвинской» потребовалась реставрационно-консервативная помощь.
Одно из самых монументальных творений Ильи Репина — «Торжественное заседание Государственного совета…» — на полгода покидает Русский музей ради выставки в Третьяковке
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
Лаборатория научной реставрации станковой живописи Эрмитажа завершила работу по реставрации «Портрета Григория, Евгения, Льва и Феофила Гагариных» кисти Карла Брюллова.
Победители выбираются в пяти номинациях: «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад». Шорт-лист премии будет объявлен в январе.
В музее запланированы выставки Якоба Йорданса, Роберто Матты и Паоло Уччелло, совместные проекты с Национальным археологическим музеем Неаполя, Лувром, Британским музеем и ГМИИ имени А.С.Пушкина.
Значительная и до сих пор не исследованная часть представленного на выставке архива Анны Лепорской — рисунки, которые показывают, как рождался супрематизм, как он проявлялся в линиях и формах.
В рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась презентация Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» — именно так будет называться новый музей.
Коллекционер Сергей Григорьянц рассказал о своем собрании и судьбе коллекционера в России, о взаимоотношениях с музеями и чиновниками и о своей новой книге.
В Генте представлены результаты экспертизы по избранным полотнам из коллекции русского авангарда Игоря Топоровского, подлинность которых вызвала вопросы.
Художники уверяют, что ставшие основанием для иска Минюста нарушения уже устранены: расторгнуты сомнительные договоры аренды, составлены отчеты, а в устав общественной организации внесены необходимые изменения.
Проект уличного искусства «Сказки о золотых яблоках», создающий на стенах домов новый городской эпос, представлен в татарском городе с населением 150 тыс. человек.
Музейно-выставочный комплекс в Московской области может получить предметы из собрания супругов — мецената Жанны Буллок и экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова.
Картину, а также альбом рисунков ученицы и жены Ивана Шишкина Ольги Лагоды-Шишкиной передало музею Управление ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В Мраморном дворце показаны лишь семь работ художника, центрального персонажа авангардного искусства Петербурга. Они представляют все этапы его творчества и жизни.
В ближайшее время в Государственном Русском музее начнутся работы по реконструкции стоимостью около $20 млн. Однако сотрудники музея протестуют против самого проекта и связанного с ним переезда.
Целый букет книг известного искусствоведа вышел этим летом в разных издательствах. Все они, конечно, об искусстве — о нем рассуждает сам автор, а также художники, поэты, актеры, случайные знакомые и даже собаки
По предварительным планам, объявленным в Минкультуры этой весной, подрядчик должен был за лето 2018 года разобрать незаконченную стройку и подготовить площадку для дальнейшей работы.
В Москве идет судебный процесс по делу о наследии Михаила Рогинского. Истец — первая жена художника Мария Рогинская вместе с сыном (на правах его опекуна), а ответчик — его вторая жена, хорошо известная арт-сообществу Лиана Шелия-Рогинская.
Главное управление Министерства юстиции по Санкт-Петербургу подало в Октябрьский районный суд иск против Санкт-Петербургского союза художников. Один из его пунктов — требование закрыть союз.
В Риге, в Национальном художественном музее «Рижская биржа», открылась выставка «Стиль модерн. Начало. Влияния. Своеобразие», посвященная 100-летию Латвийского государства.
Искусствовед, исследователь истории подделок, один из учредителей фонда изучения русского авангарда считает, что пора объединиться для борьбы с фальшивками.
Государственный музей-заповедник «Петергоф» уже не первый год является лидером среди российских музеев и в 2017 году стал самым посещаемым музеем России.
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
Ровно 200 лет назад началось строительство Исаакиевского собора, крупнейшей православной церкви в Петербурге и на всем Северо-Западе, которая, без сомнения, представляет собой еще и огромную музейную ценность.
Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России.
Мартин Кемп считает, что «Мадонна Литта» принадлежит кисти Больтраффио, ученика мастера. В Государственном Эрмитаже уверены в авторстве Леонардо да Винчи.
Посетители выставки «200 лет начала строительства Исаакиевского собора», открытой в Российском этнографическом музее, смогут увидеть, как первоначально выглядели иконы этого храма.
Борис Кириков завершает авторскую каталогизацию петербургской архитектуры начала ХХ столетия. В фокусе третьего тома — сверхмодный градостроительный стиль эпохи.
Московские архитекторы нашли решение непростой проблемы со строительством на Соловках. Прежний недострой, вызывавший озабоченность международных экспертов, будет частично разобран, а в новом проекте максимально учтены требования ЮНЕСКО.
Все 24 работы, приписываемые художникам русского авангарда и принадлежащие Фонду Дилегем, сняты с выставки в Музее изящных искусств Гента (MSK) и помещены в хранилище. Там их изучат эксперты.
Михаил Прехнер в Мультимедиа Арт Музее, портреты Карла Брюллова из частного собрания в Третьяковке и «Он назвал меня картофелиной!» Григория Майофиса в Галерее Марины Гисич в Санкт-Петербурге.
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, стал куратором выставки 2018 года в венецианском Палаццо Фортуни.
В Михайловском замке открылась первая монографическая выставка Артемия Обера. Впервые широкий зритель увидит работы выдающегося скульптора конца XIX — начала XX века, которые не выставлялись на протяжении века.
Расширенный научно-реставрационный совет Русского музея счел, что икону «Архангел Гавриил» («Ангел „Златые власы“») из музея можно перемещать только в исключительном случае.
ЮНЕСКО уже согласовало переработанную концепцию музейного комплекса на Соловках, но эксперты просят Минкультуры РФ хотя бы показать проект общественности.
Выставочным проектом «New Collection — работы молодых петербургских художников из частных коллекций» отметило первый год своей жизни новое для Петербурга арт-пространство «ДК Громов».
В первой половине октября подведут итоги международного архитектурного конкурса на лучший проект Музея обороны и блокады Ленинграда. В финал вышли три похожие друг на друга работы российских бюро и оригинальная идея архитекторов из Финляндии.
Уже очень скоро посетители Русского музея смогут увидеть масштабное полотно Вильгельма Котарбинского «Оргия», почти 100 лет хранившееся в свернутом виде и поэтому серьезно пострадавшее.
Петербургское издательство ДЕАН выпустило книгу воспоминаний немецкого офицера Вернера Ланге «Художники во Франции во время оккупации. Ван Донген, Пикассо, Утрилло, Майоль, Вламинк…».
Новый директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров рассказал TANR о сотрудничестве с РПЦ, ротации кадров, изменениях в проведении служб, создании музея петербургской реставрации и будущем Спаса на Крови.
Президиум Верховного cуда РФ вынес решение, согласно которому картину Карла Брюллова «Христос во гробе» Россия обязана вернуть ее законному владельцу — коллекционеру Александру Певзнеру из Германии.
В Институте восточных рукописей в Санкт-Петербурге хранится одна из самых ценных в мире коллекций еврейских рукописей и первопечатных книг. Сегодня этому собранию требуется финансовая и информационная поддержка.
В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения Юрия Репина (1877–1954), единственного из четверых детей Ильи Репина, кто продолжил дело отца и стал художником. В Музее-усадьбе «Пенаты» проходит выставка его работ.
Руководитель пресс-службы губернатора Санкт-Петербурга опроверг ранее появившуюся в СМИ информацию об отставке исполняющей обязанности директора Музея-памятника «Исаакиевский собор» Ирады Вовненко.
Завершается работа по созданию 3D-модели Пальмиры, которая позволит в мирное время восстановить утраченные за годы войны элементы объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.
Памятник из списка всемирного наследия ЮНЕСКО — дворцово-парковый ансамбль в поселке Ропша Ленинградской области в ближайшее время обретет инвестора и надежду на возрождение.
Уникальный памятник древнерусского искусства дореформенной эпохи — амвон новгородского Софийского собора работы мастеров первой трети XVI века, описанный в летописях, представлен в залах Корпуса Бенуа Русского музея.
Прошедшая в Эрмитаже проверка комиссии Минкультуры снова заставила говорить о «секретном искусстве». Музейные распродажи 1920–1930-х годов и судьбу военных трофеев TANR обсудила с искусствоведом Константином Акиншей.
С такой формулировкой Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга отказался рассматривать иск группы горожан о признании незаконным решения о передаче Исаакиевского собора в руки РПЦ.
В музее-усадьбе Николая Рериха в Изваре открылась выставка археологических находок «От Нарвы до Волхова во времена Римской империи», подтверждающая, что эти земли входили в зону влияния Древнего Рима.
31 января 2017 года Конституционный суд в Петербурге рассмотрел жалобу коллекционера Александра Певзнера. Приобретенная им за рубежом работа Карла Брюллова уже 13 лет находится под арестом в Русском музее.
В год 100-летия октябрьских событий Эрмитаж покажет проект о революции и Эйзенштейне. А пока TANR расспросила заведующего отделом современного искусства Дмитрия Озеркова о том, как музей прошел 2016 год.
В Государственном Эрмитаже прошла конференция «Регулирование ввоза и вывоза культурных ценностей: актуальные проблемы участников арт-рынка». Выяснили, от чего страдают и музеи, и контролирующие органы, а также что следует изменить в законодательстве.
В Государственном Эрмитаже 21 ноября пройдет конференция «Регулирование ввоза и вывоза культурных ценностей: актуальные проблемы участников арт-рынка».
На рассмотрении в Государственной Думе РФ находятся сразу два законопроекта, призванные внести изменения в закон о ввозе и вывозе культурных ценностей. Оба прошли первое чтение, и у каждого из них есть достоинства и недостатки, сторонники и противники.
В Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга закончилось судебное следствие и прошли прения сторон по «делу Елены Баснер» — всего за время процесса с начала 2015 года состоялось более 30 судебных заседаний. Предмет разбирательства — сделка с оказавшейся фальшивой картиной Бориса Григорьева «В ресторане», приобретенной коллекционером Андреем Васильевым по совету эксперта Елены Баснер.
Прошел год с начала судебного процесса по делу о продаже фальшивой картины Бориса Григорьева и участии в ней известного искусствоведа Елены Баснер. Свою позицию о ходе судебного следствия и о его результатах сформулировал Никита Семенов, один из адвокатов Андрея Васильева.