The Art Newspaper Russia
Поиск

Тайное становится важным

В издательской серии фонда IN ARTIBUS «Антология искусствознания XX века» вышел второй том материалов из архива Николая Харджиева, который ныне хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства

В издательской серии фонда IN ARTIBUS «Антология искусствознания XX века» вышел второй том материалов из архива Николая Харджиева, который ныне хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства. Как и первый, второй том — серьезный научный сборник. Однако читать его интересно не только специалистам: статьи, сопровождающие публикацию документов, при всей своей учености не сухи, в них чувствуются живой интерес авторов и увлеченность новыми открытиями.

Комментаторов легко понять. Так, в первой части тома опубликован не издававшийся прежде черновик статьи Велимира Хлебникова «Девы русские!», призывающей оных дев не заниматься наукой. Ученые «лысины» неизбежно погубят их неземную красоту, превратят в «ходячие обложки ученых томов», в «растоптанные и расшатанные мостовые улиц науки, по которым битюги передового мировоззрения из века в век возят лом и старый хлам Дарвина и Маркса». Насколько этот феерический текст связан со временем, призывающим сбросить Пушкина с корабля современности, какую роль играли научные знания в жизни самого Хлебникова, подробно рассказано в статье Александра Парниса.

Еще одно интересное чтение — письма Льва Юдина, преданного ученика Казимира Малевича. Опубликована его переписка 1922 года с товарищами по Уновису Константином Рождественским и Ефимом Рояком. Письма к Рояку, по мнению Ирины Карасик, автора вступительной статьи, особенно любопытны, поскольку в них присутствует литературная игра — будто бы некий художник отправляет другу связку писем своего товарища. Отправитель считает, что именно в письмах содержится истина, поскольку они доподлинно свидетельствуют о прошедшей молодости и былых идеалах. Значение этой переписки, полагает Карасик, трудно переоценить: она касается важного и мало документированного периода жизни «малевичат» — переезда из Витебска в Петроград и осознания ими себя как дееспособной, сплоченной группы, готовой утверждать новое искусство.

Совсем другие, нежные, письма Ольги Розановой к сестре (они переписаны Харджиевым с подлинников) и Алексею Крученых. Эти страницы тоже о поисках нового искусства, но еще в предреволюционную пору. Бытовое, личное, любовное в ее письмах составляют единое целое с творческим поиском. «У меня разводятся новые знакомые и есть интересные, но художественная среда и художественные интересы поглощают меня и мне ближе всего», — пишет 26-летняя Розанова в декабре 1912 года. Она «шляется» в «Бродячую собаку», жалуется, что ее картины не покупают, и признается Крученых: «Твои стихи лучше моих гравюр». Она и сама пишет «беспредметные» стихотворения. И беспокоится, понравятся ли Малевичу ее «наклейки» — композиции из разноцветной бумаги.

Еще один раздел — материалы о пребывании Казимира Малевича и Эль Лисицкого в 1920 году в Оренбурге. Там, как и в других городах, они организовывали филиал Уновиса. А заканчивают книгу воспоминания Вячеслава Иванова о встречах с Николаем Харджиевым. Воспоминания не приукрашивают вздорный характер собирателя, со временем превратившегося в приобретателя. Но и не умаляют его заслуг. «Подобно музыканту, Харджиев был наделен „абсолютным слухом“ в поэзии. В изобразительном искусстве он также обладал способностью отличать истинное и чудесное. Как он прилагал максимум усилий, чтобы опубликовать Хлебникова, так он стал и одним из первых, кто делал выставки Малевича и Филонова». 

Материалы по теме
Просмотры: 1776
Популярные материалы
1
Елена Саватеева: «Когда-нибудь все шедевры старых мастеров погибнут, останется только восковая живопись»
Ведущий специалист сектора химико-биологических исследований Русского музея рассказала о том, как остановить окисление масляной живописи и как микрохимию используют реставраторы и изготовители подделок.
18 марта 2019
2
Выставки коллекций Щукина и Морозова в ГМИИ и Эрмитаже будут уникальными
На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий.
21 марта 2019
3
Социалистический сюрреализм Комара и Меламида
Первая большая ретроспектива легендарных авторов соц-арта открылась в Московском музее современного искусства.
21 марта 2019
4
Сергей Бурмистров: «Интересно, сколько предложит покупатель без подсказок со стороны аукциона»
Глава аукционного дома «Литфонд», известного продажами работ Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и паспорта Виктора Цоя, рассказал нам, почему он решил выставить на торги произведения художников, чьи имена незнакомы коллекционерам и публике.
20 марта 2019
5
Анатолий Зверев, Марк Шагал и Вадим Космачев в гоголевской тройке
В Музее AZ на выставке «Птица-тройка и ее пассажиры» покажут графику и скульптуру художников на тему «Мертвых душ».
18 марта 2019
6
Археологический музей Геркуланума наконец открыт
По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика.
20 марта 2019
7
Европейская ярмарка исследовала китайский рынок
Исследование о прошлом, настоящем и будущем китайского арт-рынка опубликовано в рамках международной ярмарки искусства TEFAF, которая проходит в Нидерландах.
19 марта 2019
8
Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других.
20 марта 2019
9
Искусство и утопия Страны Советов уехали в Париж
Выставка «Красный» открылась в Гран-пале.
20 марта 2019
10
Елизавета Лихачева: «Музей — идеальное место для дискуссий»
Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева был создан 55 лет назад, а 85 лет назад учрежден музей Академии архитектуры СССР, вошедший в его состав. Директор институции рассказала, почему не было юбилейных торжеств и о проблемах музея.
22 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru