The Art Newspaper Russia
Поиск

Автор кода «Портрета Эдмона Белами» возмущен его продажей

Разгоревшийся вокруг картины конфликт поднимает вопросы, связанные с атрибуцией искусства, созданного искусственным интеллектом

Французская арт-группа Obvious получила разрешение художника и программиста из Стэнфордского университета Робби Баррата на использование его кода для создания картин, однако после того, как «Портрет Эдмона Белами» был выставлен на торги Christie’s, тот запротестовал против его продажи.

«Идея была в том, чтобы демократизировать искусство, созданное с помощью искусственного интеллекта, и работа Obvious изначально выглядела как проект с открытым исходным кодом, — говорит Баррат. — Несколько недель спустя я увидел, что они продают портрет, и написал им, что прошу не делать этого». По словам Баррата, его не беспокоит финансовая сторона вопроса, но он считает, что его авторство должны были упомянуть.

Чтобы доказать свою правоту, Баррат выложил в Twitter произведение Obvious под названием «Портрет Эдмона Белами» рядом с «результатами работы нейросети», которые он уже публиковал в Интернете в прошлом году. «Кому-то кроме меня не все равно? Мне одному кажется, что они просто взяли мою сеть и продают результаты?» — спросил он.

Участники Obvious не отрицают, что позаимствовали код Баррата, и отмечают, что его использование абсолютно легально в соответствии с лицензией на открытое программное обеспечение. Но коллектив критикуют и за то, что они не упоминали Баррата в ранних интервью, в том числе для The Art Newspaper. В электронном письме группа пояснила, что сам тип алгоритма (генеративно-состязательная сеть), который был использован для создания изображений, изобрел исследователь в области искусственного интеллекта Иэн Гудфеллоу и имя Белами — своего рода посвящение изобретателю, свободный перевод его фамилии с английского на французский (англ. “good fellow” и фр. “bel ami” — «хороший друг»).

Аукцион, на котором полотно было продано за $432,5 тыс., в 45 раз дороже эстимейта, и последовавшая за ним общественная дискуссия привлекли внимание к тому, как функционируют традиционно открытые и основанные на сотрудничестве сообщества разработчиков ИИ-искусства, а также к вопросу о том, кому принадлежит авторское право на такие произведения, в особенности если они начинают продаваться за сотни тысяч долларов. На своем сайте члены коллектива Obvious пишут, что не считают себя создателями портрета Белами. «Мы, скорее, считаем, что авторское право принадлежит алгоритму, создавшему картину», — добавляют они.

Узнав о торгах Christie’s, Баррат предпринял меры для защиты своего кода, который он ранее выложил на файлообменнике GitHub. Он добавил условие: «Используя результаты работы этих моделей, указывайте мое имя. Не продавайте результаты работы моделей, измененных или не измененных. Если у вас есть вопросы, напишите мне, прежде чем предпринимать какие-либо действия». Но это, естественно, было уже после того, как Obvious позаимствовали его модель.

После продажи многие рассуждали о том, должны ли Obvious поделиться с Барратом. По информации, выложенной на сайте группы, «деньги будут направлены на приобретение вычислительных мощностей, необходимых для создания произведений искусства такого рода, и, возможно, на посещение следующей конференции по машинному обучению и нейровычислениям (NIPS)».

В данном случае интерес Баррата не был связан с деньгами, но последние события привлекли к этой сфере пристальное внимание общества. Сможет ли модель открытого кода выжить в новых условиях, покажет время: к ИИ-искусству начинают присматриваться галереи и аукционные дома.

Материалы по теме
Просмотры: 2398
Популярные материалы
1
Третьяковка представляет всего Василия Поленова
Выставка претендует на такой же статус и размах, как и предыдущий блокбастер в Третьяковской галерее — ретроспектива Ильи Репина, соученика Василия Поленова по Академии художеств.
08 октября 2019
2
Аукционы Christie’s: старомодный модернизм ХХ века против современных хедлайнеров
О последних аукционах искусства ХХ века и современного искусства Christie’s в Лондоне рассказывает Ильдар Галеев.
09 октября 2019
3
Иконы и судьбы
В Музее русской иконы 12 октября открывается первая выставка после гибели его основателя Михаила Абрамова, в память о нем. Размышляем, как удары судьбы влияют на частные коллекции икон в России.
11 октября 2019
4
Испанский импрессионизм приехал на гастроли в Россию
На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» в Музее русского импрессионизма представлены произведения из 13 музеев и частных коллекций Испании.
10 октября 2019
5
Полное собрание гравюр Брейгеля впервые выставят на публике в Брюсселе
К 450-летней годовщине со дня смерти Питера Брейгеля Старшего Королевская библиотека Бельгии открывает свои фонды.
09 октября 2019
6
Искусство проверят по пятому пункту
В Монако 14 октября будет представлен годовой отчет компании Deloitte, посвященный обороту искусства в мире и коллекционированию. Одной из его тем стало влияние на арт-рынок Пятой директивы Евросоюза по борьбе с отмыванием денег.
08 октября 2019
7
Депозитарий для 27 музеев в Новой Москве построит бюро IQ
Фондохранилище, где разместятся запасники Третьяковки, Исторического и еще 25 музеев, возведут в Сосенском.
09 октября 2019
8
Филип Колберт приехал в Москву со своими лобстерами
На выставку в МАММ привезли почти 30 произведений из британских музеев и частных собраний. Несколько работ с альтер эго художника, лобстером, были созданы специально для московского проекта.
08 октября 2019
9
Месяц музеев
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о вернисажах октября в Москве и мире.
09 октября 2019
10
Зачем тереть бронзовым собакам нос?
Московский метрополитен ответил Музею архитектуры, обеспокоенному судьбой скульптур Матвея Манизера на станции «Площадь Революции».
10 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru