The Art Newspaper Russia
Поиск

Картину, созданную искусственным интеллектом, впервые продали на аукционе

«Портрет Эдмона Белами» куплен на Christie’s за $432,5 тыс., в 45 раз дороже, чем предполагалось

Алгоритм, создавший картину, придуман группой ученых (Хьюго Каселлес-Дюпре, Пьер Фотрель и Готье Вернье), базирующихся в Париже и называющих себя Obvious («Очевидный»). Он описывается сложной формулой и основан на состязании двух нейросетей: «производителя» (генератор) и «различителя» (дискриминатор). «Алгоритм состоит из двух частей, — разъяснил перед торгами Christie’s один из ученых, Хьюго Каселлес-Дюпре. — С одной стороны — генератор, с другой — дискриминатор. Мы дали системе базу данных из 15 тыс. портретов, написанных в период между XIV и XX веками. Генератор создавал новое изображение на основе этих данных, а дискриминатор пытался определить разницу между изображением, созданным человеком, и тем, что сотворил генератор. Цель в том, чтобы обмануть дискриминатор, чтобы он принял новые образы за реальные портреты».

Глядя на «Портрет Эдмона Белами», хочется предложить обеим частям искусственного интеллекта потренироваться еще. Изображение модели на картине странно смещено вверх, черты лица расплываются, и в целом все гораздо больше напоминает концептуальное произведение современного искусства, пародирующее классическую живопись (например, как у Гленна Брауна). Теми же особенностями обладают все портреты, созданные алгоритмом Obvious, — а их уже немало, и они объединены в подобие семьи для выдуманной модели, Эдмона Белами. «Мы проделали некоторую работу с базой обнаженных моделей и пейзажей, — говорит Касселес-Дюпре, — и подкармливали алгоритмы множеством других работ известных художников. Но обнаружили, что портреты лучше всего иллюстрируют нашу точку зрения, которая заключается в том, что алгоритмы способны подражать художественному творчеству».

В этом направлении работают не только парижские ученые. Ахмед Эльгаммал, директор Лаборатории искусства и искусственного интеллекта в Университете Ратгерса в Нью-Джерси, ставит эксперименты с другой системой, запрограммированной на производство нового, отличного от того, что она видит в базе данных, которая состоит из разнообразных картин, созданных начиная с XIV века. Интересно, что этот алгоритм продуцирует много абстракций. «Я думаю, это потому, — говорит исследователь, — что алгоритм понял, что искусство развивается по определенной траектории. Если он хочет создать что-то новое, он не может вернуться к фигуративной живописи, как было в искусстве до ХХ века. Искусственный интеллект осознал, что находит больше возможностей, когда стремится к абстракции — вот где есть место для новизны».

«Портрет Эдмона Белами» был предварительно оценен в $7–10 тыс., но после ожесточенного торга на аукционе в категории «Тиражные работы» подорожал до $432,5 тыс., что, несомненно, указывает на интерес человечества к произведениям машин. Но вопрос о том, можно ли считать такие картины настоящим искусством, остается открытым.

Материалы по теме
Просмотры: 3331
Популярные материалы
1
Завод по производству бессмертия: открылась Уральская биеннале
В Екатеринбурге на главной выставке 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 76 художников из 25 стран рассуждают о том, как избежать тлена. Своими впечатлениями делится главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 сентября 2019
2
Изданы фрагменты биографии Тинторетто
Впервые на русском языке вышла монография, которую Жан-Поль Сартр писал два десятилетия, но завершить так и не сумел.
13 сентября 2019
3
Духовность в современном мире: от традиционной китайской оперы до прогрессивного стрит-арта
Программа фестиваля «Насими» включает выступления танцевальных и музыкальных коллективов, выставки, кинопоказы, театральные постановки и поэтические чтения.
13 сентября 2019
4
Марина Лошак: «Мы готовы делиться своей репутацией и контентом»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала о присоединении ГЦСИ, новых этапах строительства музейного городка и создании музея коллекционера Сергея Щукина.
13 сентября 2019
5
Наследники Абрамова продолжают финансировать Музей русской иконы
После сороковин со дня гибели основателя музея, Михаила Абрамова, пройдет заседание совета, который определит дальнейшую стратегию развития.
10 сентября 2019
6
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
7
Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей
Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры.
12 сентября 2019
8
Музей Майоля объединил на выставке более 100 произведений художников-примитивистов
Впервые на творчество «наивов» обратили внимание в начале ХХ века, с тех пор их популярность только растет.
11 сентября 2019
9
Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе
В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев.
13 сентября 2019
10
Ник Уиллинг: «Быть художником — это почти как болезнь или несчастный случай»
Режиссер Ник Уиллинг представляет на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL сразу две ленты о звездах британского современного искусства: фильм о своей матери «Жестокие сказки Паолы Регу» и «Неудержимый Шон Скалли и искусство всего».
10 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru