The Art Newspaper Russia
Поиск

Приговор «Одалиске» до сих пор не вынесен: писал ли ее Борис Кустодиев?

В конце июля в Лондоне суд вынесет решение о том, является ли подлинной картина Кустодиева, как настаивают в Christie’s, или же это подделка, как утверждают эксперты, привлеченные фондом «Аврора» покупателя «Одалиски», Виктора Вексельберга

Но независимо от решения судьи этот процесс сам по себе является событием выдающимся — именно потому, что спорное дело было доведено до суда. Полотно 1919 года с лежащей обнаженной в интерьере, названное в каталоге торгов «Одалиска», было приобретено инвестиционным фондом «Аврора» на аукционе Christie’s в 2005 году. Картина стала топ-лотом тех торгов — £1,68 млн. Еще бы, обнаженные Кустодиева всегда были востребованны и дороги. За картину сильно торговались, поднимая цену в разы выше эстимейта в £180–220 тыс. Андербидерами были владелица московской галереи «Наши художники» Наталья Курникова (на сумме около £600 тыс. она остановилась; позже она не раз говорила, что сочла дальнейший торг неразумным) и коллекционер из Лондона госпожа Илюхина. Фонд «Аврора» на торгах представляли партнеры фонда и его эксперты Андрей Ружников и Владимир Воронченко, в тот период они формировали активы, приобретая самое дорогое на торгах Sotheby’s и Christie’s.

Вскоре новые владельцы картины начали сомневаться в ее подлинности: в 2006 году «Одалиску» впервые показали российским экспертам, и те опровергли авторство Бориса Кустодиева. В 2009 году фонд «Аврора», уже имеющий как минимум три отрицательных российских экспертных заключения (специалистов Центра им. Грабаря, Третьяковской галереи и Русского музея), потребовал у Christie’s признать сделку недействительной и вернуть деньги. Однако аукционный дом был уверен в своей атрибуции и датировке. В июне 2010 года фонд подал иск в суд. Слушания по делу длились в Лондоне с 26 апреля по 25 мая 2012 года; сейчас судья размышляет и может вынести решение к концу июля.

Судебное разбирательство проходило на высшем уровне: обе стороны прибегли к услугам адвокатов самого высокого статуса — королевских канцлеров. Каждый день в зале Высшего суда адвокаты в мантиях и париках представляли судье тома доказательств, по очереди допрашивали свидетелей противоположных сторон. На протяжении месяца ежедневно подробнейшим образом обсуждались детали сделки, ввоза-вывоза и страхования картины, нюансы ее истории, химический анализ пигментов и подписи, искусствоведческий анализ композиции, мазка и колорита.

Самые сильные доводы со стороны Christie’s — это участие «Одалиски» из коллекции Лео Масковского в выставке в Риге в 1932 году, ее первая благополучная продажа на аукционе в 1989 году из коллекции вдовы того же Масковского и подтвержденная технологом Николасом Истофом датировка картины. А также то, что кустодиевские изображения лежащей обнаженной натурщицы, сходные с «Одалиской», были недоступны потенциальному поддельщику (сейчас они хранятся в Музее Ярославля и музее-квартире Бродского в Петербурге).

Доводы «Авроры» основаны на химическом анализе московской лаборатории «Арт-Консалтинг», доказавшем наличие в подписи стеарата алюминия, не использовавшегося в живописных пигментах до 1940-х годов. А также на искусствоведческом анализе полотна, проведенном российскими экспертами-музейщиками. В суде этот анализ с блеском продемонстрировала Алиса Любимова (эксперт, сотрудник Государственного Русского музея). По ее мнению, картина слишком проста и примитивна для Кустодиева, она является «пастишем» — составлена из фрагментов других полотен художника. А написана могла быть кем угодно — хоть тем же Исааком Бродским, иногда пробовавшим себя в пародии. Противоборствующие стороны представили примерно равносильные доказательства, задав судье тяжелую работу. Впрочем, если судья не захочет брать на себя атрибуцию картины, у него есть обходной путь — принять решение не «по сути», а технико-юридическое. Дело в том, что покупатель может требовать от Christie’s гарантий подлинности при условии, что он непрерывно был собственником вещи с момента покупки до момента предъявления претензий. Фонд не представил суду убедительных документов, подтверждающих эту непрерывность. На этом основании судья может отказать «Авроре» в иске.

Есть и другой сценарий, как, например, в недавнем деле миссис Томпсон против Christie’s. Миссис Томпсон купила на аукционе французские порфировые вазы, датированные XVIII веком и оказавшиеся более поздними. Основываясь на мнениях экспертов противоположных сторон, судья тогда вынес нетривиальное решение: признал вазы на 70% относящимися к XVIII веку, а на 30% — новодельными.

Однако хочется надеяться, что судья все же возьмет на себя бремя решения об авторстве «Одалиски». Хотя это непросто. За время слушаний на судью Ньюи сыпалось столько субъективных доводов с обеих сторон, что он нередко прерывал их словами: «Вы уверены, что мне это нужно знать?»

Объективного в этом деле крайне мало; все суждения экспертов-искусствоведов, по сути, субъективны, их мнение формируется иррационально. На прежних судебных процессах, связанных с фальшивыми произведениями искусства и ставших достоянием истории, разоблачения были сделаны на объективном материале: признаниях мошенников или показаниях свидетелей, а не по заключениям искусствоведов. Знаменитый фальсификатор Хан ван Мегерен, заметно обогативший в 1930-х годах наследие Яна Вермеера собственными работами, признался в подделках под угрозой обвинения в сотрудничестве с нацистами. Как и немец Вольфганг Бельтракки, недавно написавший несколько десятков полотен якобы авангардистов первой трети ХХ века. Как и многие великие фальсификаторы прошлого, сознававшиеся под давлением обстоятельств или под влиянием ущемленного самолюбия.

Материалы по теме
Просмотры: 564
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
В ГМИИ им. Пушкина покажут коллекцию Фонда Louis Vuitton
65 произведений послевоенного и современного искусства 20 художников из разных стран займут все три этажа Волхонки, 14 и в известной мере изменят привычные интерьеры.
10 июня 2019
3
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее
Более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Сергея Щукина и его братьев встречаются в долгожданном выставочном проекте, заняв весь второй этаж главного здания музея.
11 июня 2019
4
Мы Иван Голунов
Мы присоединяемся к кампании солидарности с арестованным журналистом Иваном Голуновым и публикуем его материал о реставрации фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ.
10 июня 2019
5
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
6
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
7
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
8
Александр Вихров: «Жизнь Наполеона много ярче приключенческого романа»
Наполеоника — популярная тема у коллекционеров во всем мире. Обладатель обширного собрания произведений искусства и мемориальных вещей, связанных с Наполеоном Бонапартом, Александр Вихров рассказал о своем восприятии этой исторической личности.
10 июня 2019
9
Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля
На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме.
11 июня 2019
10
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru