The Art Newspaper Russia
Поиск

Подлинные страсти кипят вокруг подделок работ Наталии Гончаровой

Коллекционеры, музейщики и антиквары объединяются в борьбе с фальсификаторами

В расписании лондонской «русской недели» присутствует мероприятие, способное оживить размеренный ход аукционов русского искусства. В галерее «Эрарта» 31 мая пройдет дискуссия Русский арт-рынок. "Подделки и фальшивки". Вероятно, стоит ожидать и подробностей о новом художественном фонде. Весной 2013 года было объявлено о том, что по инициативе коллекционера, председателя совета директоров банковской группы «Альфа-банк» Петра Авена планируется создание арт-фонда Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова.

Одной из целей фонда должен стать выпуск каталога-резоне, то есть всех признанных подлинными произведений Гончаровой, и защита наследия художницы от подделок. В дискуссии о подделках согласились принять участие галерист и специалист по русскому искусству Джеймс Баттервик, директор проекта Pigmentum, научный сотрудник Оксфордского университета доктор Николас Исто и специалист организации по поиску утраченных произведений искусства ArtLoss Register Элис Фэррен-Брэдли. Дискуссия должна привлечь к проблеме подделок внимание публики, напомнив о самых громких событиях в этой сфере: судебном процессе Виктора Вексельберга с аукционным домом Christie’s по поводу Одалиски, когда было поставлено под сомнение авторство Бориса Кустодиева; о скандале на выставке Александры Экстер во Франции в 2009 году, когда все экспонаты были объявлены поддельными; наконец, о том, что специалисты Государственной Третьяковской галереи отказались признать подлинность значительного числа работ Наталии Гончаровой, опубликованных в двух монографиях, вышедших недавно в Англии и Франции.

Все, что касается творчества Гончаровой, имеет особое значение для русского арт-рынка. Она из редких отечественных художников, чьи работы на аукционах включены в международные разделы модернистов. Впечатляют и результаты продаж: в 2010 году ее полотно Испанка (1916) ушло за £5,5 млн на Christie’s, она заняла место самой дорогой художницы в мире. Неудивительно, что издание двух книг об «амазонке авангарда» вызвало интерес и неоднозначную реакцию российских экспертов. Именно эти книги привела в пример директор галереи «Элизиум», вице-президент по экспертизе Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров России и СНГ (МКААД) Марина Молчанова, когда на круглом столе Антикварный рынок России: проблемы развития и вопросы исследования (март 2013 года, Москва, Государственный институт искусствознания) зашла речь о сомнительных издательских проектах, наносящих вред внутреннему антикварному рынку. Книга доктора Энтони Партона Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой вышла в 2010 году, в 2011-м Дениз Базету публикует книгу Наталия Гончарова. Ее творчество. Между традицией и современностью. Если Энтони Партон известен профессионалам, в том числе своей работой Михаил Ларионов и русский авангард (1993), то о Дениз Базету до сего дня слышно не было. В обоих изданиях одновременно с классическими произведениями Гончаровой присутствуют работы, принадлежность которых лаконично описывается как «частное собрание», нигде ранее не публиковавшиеся (в книге Базету около 150 таких вещей). Вошли в монографии и картины, которые получили отрицательные заключения российских экспертов об их подлинности.

Ни тот, ни другой автор в процессе работы над книгой не видел оригиналов Гончаровой, хранящихся в российских музеях, и это учитывая, что основным держателем наследия художницы является Третьяковка (более 400 картин и тысячи графических работ).

Такое внезапное разрастание творческого наследия Гончаровой вызвали обеспокоенность российских музейных специалистов, антикваров и коллекционеров. Об этом в апреле 2011 года говорили участники прессконференции в «РИА Новости», среди которых были генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева и Петр Авен (сам владеющий прекрасным собранием работ Гончаровой). Следом Ирина Лебедева направила письмо в издательство Antique Collectors Club, указывая на научную неосновательность и некорректность книг Партона и Базету и на недопустимость включения в творческое наследие художника неподтвержденных работ неизвестного происхождения.

В 2012 году МКААД опубликовала специальный доклад, подготовленный при участии сотрудников Третьяковской галереи Ирины Вакар и Евгении Илюхиной, специалистов по творчеству Наталии Гончаровой. Как сказано в докладе, конфедерация выступает в защиту наследия Наталии Гончаровой в связи с публикацией спорных исследований ее творчества. В нем проводится сравнительный искусствоведческий анализ произведений художницы, входящих в русские и зарубежные музейные собрания, с работами из частных коллекций, включенными в монографии Партона и Базету (с авторством Гончаровой), и даны примеры наличия среди «новых работ Гончаровой» картин — двойников известных произведений, элементов цитирования и компиляции и вещей с неясным провенансом.

Едва ли в мире существует художник, наследие которого изучено на все 100%, поэтому всегда есть вероятность обнаружения неизвестных произведений. Но следует быть осторожными, когда речь идет о появлении значительного числа «новых» работ автора, исключительно востребованного на рынке. Сегодня наряду с традиционной схемой создания единичных подделок сформировалась индустрия массовой легитимизации сомнительных произведений, в которой активно используется публикация «новых» работ вместе с эталонными в изданиях, претендующих на статус каталогов-резоне. А тот факт, что зарубежные эксперты уверенно подтверждают подлинность сомнительных работ русских художников и игнорируют официальные возражения российских специалистов, можно считать последствием ослабления статуса российского института экспертизы, доверие к которому не раз подрывалось скандалами.

По словам куратора грядущей в октябре в Третьяковской галерее выставки Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом Евгении Илюхиной, серьезной проблемой становятся выставки, формируемые «свободными кураторами», которые (даже без злого умысла), зная работы художника только по книгам, могут включить в экспозицию и в каталог выставки сомнительные вещи. От таких проблем в большей степени застрахованы крупные музеи. Защите наследия художников помогают профессионально сделанные выставочные и издательские проекты: так, живописные работы художницы (411 полотен) из собрания галереи включены в вышедший в 2010 году том академического каталога собрания ГТГ, посвященного живописи первой половины ХХ века.

Однако возможности — и кадровые, и финансовые — музеев, заинтересованных в том, чтобы не допустить девальвации имени художника, ограничены. Вероятно, именно формат арт-фондов, занимающихся творчеством определенных художников, даст возможность избежать размывания их творческого наследия. Как заявил Петр Авен в комментарии радио «Голос России»: «Гончарова — это символ русской живописи, и защита этого имени от фальсификаций — наш моральный долг. Я думаю, что мы сможем заняться этим во Франции, начать уголовное расследование и довести его до конца».

Материалы по теме
Просмотры: 5466
Популярные материалы
1
Итальянский и другие следы в творчестве ван Дейка нашли в Старой пинакотеке
Выставка «Ван Дейк» в Мюнхене впечатляет подборкой живописи и рисунков из музеев и частных коллекций Европы и США.
19 ноября 2019
2
Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»
Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами.
19 ноября 2019
3
Социалистическое соревнование на выставке «Дейнека / Самохвалов»
Посетители выставки в петербургском ЦВЗ «Манеж» попадают на нее по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле.
18 ноября 2019
4
Рисунок помог экспертам установить авторство Боттичелли
Ранее «Мадонну с младенцем» из коллекции Национального музея Кардиффа считали копией.
18 ноября 2019
5
Парижский монетный двор закрывает программу современного искусства
Ретроспектива Кики Смит станет последней в выставочной программе Монетного двора из-за ее низкой посещаемости.
19 ноября 2019
6
Дмитрий Волков: «Готов побыть медиумом для художников»
28 ноября в MMOMA откроется совместная с фондом SDV Arts&Science Foundation выставка «This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке». Мы поговорили с инициатором проекта — коллекционером и меценатом.
18 ноября 2019
7
Выставка последнего «бубнововалетца» Моисея Фейгина открывается в галерее Artstory
«И смеюсь, и плачу» — так описывал суть своего искусства Моисей Фейгин, соратник Аристарха Лентулова и Ильи Машкова.
21 ноября 2019
8
«Подарок» из работ Пикассо его электрику признали кражей
Пьер Ле Геннек и его жена Даниель на протяжении 40 лет тайно хранили в гараже 271 работу художника.
21 ноября 2019
9
Молодые художники получили «Премию СПб»
Первый петербургский конкурс «АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб» подвел итоги
19 ноября 2019
10
ГМИИ им. А.С.Пушкина откроет филиал в Самаре
Основной акцент в работе филиала планируется сделать на взаимодействии с молодежью, изучении мировых цивилизаций и показе произведений мирового искусства.
18 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru