The Art Newspaper Russia
Поиск
Газпромбанк. Коллекция

Подлинные страсти кипят вокруг подделок работ Наталии Гончаровой

Коллекционеры, музейщики и антиквары объединяются в борьбе с фальсификаторами

В расписании лондонской «русской недели» присутствует мероприятие, способное оживить размеренный ход аукционов русского искусства. В галерее «Эрарта» 31 мая пройдет дискуссия Русский арт-рынок. "Подделки и фальшивки". Вероятно, стоит ожидать и подробностей о новом художественном фонде. Весной 2013 года было объявлено о том, что по инициативе коллекционера, председателя совета директоров банковской группы «Альфа-банк» Петра Авена планируется создание арт-фонда Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова.

Одной из целей фонда должен стать выпуск каталога-резоне, то есть всех признанных подлинными произведений Гончаровой, и защита наследия художницы от подделок. В дискуссии о подделках согласились принять участие галерист и специалист по русскому искусству Джеймс Баттервик, директор проекта Pigmentum, научный сотрудник Оксфордского университета доктор Николас Исто и специалист организации по поиску утраченных произведений искусства ArtLoss Register Элис Фэррен-Брэдли. Дискуссия должна привлечь к проблеме подделок внимание публики, напомнив о самых громких событиях в этой сфере: судебном процессе Виктора Вексельберга с аукционным домом Christie’s по поводу Одалиски, когда было поставлено под сомнение авторство Бориса Кустодиева; о скандале на выставке Александры Экстер во Франции в 2009 году, когда все экспонаты были объявлены поддельными; наконец, о том, что специалисты Государственной Третьяковской галереи отказались признать подлинность значительного числа работ Наталии Гончаровой, опубликованных в двух монографиях, вышедших недавно в Англии и Франции.

Все, что касается творчества Гончаровой, имеет особое значение для русского арт-рынка. Она из редких отечественных художников, чьи работы на аукционах включены в международные разделы модернистов. Впечатляют и результаты продаж: в 2010 году ее полотно Испанка (1916) ушло за £5,5 млн на Christie’s, она заняла место самой дорогой художницы в мире. Неудивительно, что издание двух книг об «амазонке авангарда» вызвало интерес и неоднозначную реакцию российских экспертов. Именно эти книги привела в пример директор галереи «Элизиум», вице-президент по экспертизе Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров России и СНГ (МКААД) Марина Молчанова, когда на круглом столе Антикварный рынок России: проблемы развития и вопросы исследования (март 2013 года, Москва, Государственный институт искусствознания) зашла речь о сомнительных издательских проектах, наносящих вред внутреннему антикварному рынку. Книга доктора Энтони Партона Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой вышла в 2010 году, в 2011-м Дениз Базету публикует книгу Наталия Гончарова. Ее творчество. Между традицией и современностью. Если Энтони Партон известен профессионалам, в том числе своей работой Михаил Ларионов и русский авангард (1993), то о Дениз Базету до сего дня слышно не было. В обоих изданиях одновременно с классическими произведениями Гончаровой присутствуют работы, принадлежность которых лаконично описывается как «частное собрание», нигде ранее не публиковавшиеся (в книге Базету около 150 таких вещей). Вошли в монографии и картины, которые получили отрицательные заключения российских экспертов об их подлинности.

Ни тот, ни другой автор в процессе работы над книгой не видел оригиналов Гончаровой, хранящихся в российских музеях, и это учитывая, что основным держателем наследия художницы является Третьяковка (более 400 картин и тысячи графических работ).

Такое внезапное разрастание творческого наследия Гончаровой вызвали обеспокоенность российских музейных специалистов, антикваров и коллекционеров. Об этом в апреле 2011 года говорили участники прессконференции в «РИА Новости», среди которых были генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева и Петр Авен (сам владеющий прекрасным собранием работ Гончаровой). Следом Ирина Лебедева направила письмо в издательство Antique Collectors Club, указывая на научную неосновательность и некорректность книг Партона и Базету и на недопустимость включения в творческое наследие художника неподтвержденных работ неизвестного происхождения.

В 2012 году МКААД опубликовала специальный доклад, подготовленный при участии сотрудников Третьяковской галереи Ирины Вакар и Евгении Илюхиной, специалистов по творчеству Наталии Гончаровой. Как сказано в докладе, конфедерация выступает в защиту наследия Наталии Гончаровой в связи с публикацией спорных исследований ее творчества. В нем проводится сравнительный искусствоведческий анализ произведений художницы, входящих в русские и зарубежные музейные собрания, с работами из частных коллекций, включенными в монографии Партона и Базету (с авторством Гончаровой), и даны примеры наличия среди «новых работ Гончаровой» картин — двойников известных произведений, элементов цитирования и компиляции и вещей с неясным провенансом.

Едва ли в мире существует художник, наследие которого изучено на все 100%, поэтому всегда есть вероятность обнаружения неизвестных произведений. Но следует быть осторожными, когда речь идет о появлении значительного числа «новых» работ автора, исключительно востребованного на рынке. Сегодня наряду с традиционной схемой создания единичных подделок сформировалась индустрия массовой легитимизации сомнительных произведений, в которой активно используется публикация «новых» работ вместе с эталонными в изданиях, претендующих на статус каталогов-резоне. А тот факт, что зарубежные эксперты уверенно подтверждают подлинность сомнительных работ русских художников и игнорируют официальные возражения российских специалистов, можно считать последствием ослабления статуса российского института экспертизы, доверие к которому не раз подрывалось скандалами.

По словам куратора грядущей в октябре в Третьяковской галерее выставки Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом Евгении Илюхиной, серьезной проблемой становятся выставки, формируемые «свободными кураторами», которые (даже без злого умысла), зная работы художника только по книгам, могут включить в экспозицию и в каталог выставки сомнительные вещи. От таких проблем в большей степени застрахованы крупные музеи. Защите наследия художников помогают профессионально сделанные выставочные и издательские проекты: так, живописные работы художницы (411 полотен) из собрания галереи включены в вышедший в 2010 году том академического каталога собрания ГТГ, посвященного живописи первой половины ХХ века.

Однако возможности — и кадровые, и финансовые — музеев, заинтересованных в том, чтобы не допустить девальвации имени художника, ограничены. Вероятно, именно формат арт-фондов, занимающихся творчеством определенных художников, даст возможность избежать размывания их творческого наследия. Как заявил Петр Авен в комментарии радио «Голос России»: «Гончарова — это символ русской живописи, и защита этого имени от фальсификаций — наш моральный долг. Я думаю, что мы сможем заняться этим во Франции, начать уголовное расследование и довести его до конца».

Просмотры: 1657
Популярные материалы
1
Российские меценаты и художники одарили Центр Помпиду
Французскому музею подарено за один раз 250 работ современных российских художников, все они будут выставлены в сентябре.
22 августа 2016
2
Украина призывает мир бойкотировать российские музеи из-за Айвазовского
Украина возмущена выставкой к 200-летию Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее в Москве, собирающей рекордное число посетителей. Министерство культуры страны призывает международные институции бойкотировать всемирно известный музей, заявляя, что в нем показывают искусство, украденное на оккупированной территории.
19 августа 2016
3
Базилика Сан-Франческо в Ассизи не пострадала в результате поразившего Центральную Италию разрушительного землетрясения
Храм, украшенный росписями Чимабуэ и Джотто, расположен в самом центре сейсмоопасной зоны. Объекты культурного наследия в регионах Лацио, Марке и Умбрия патрулирует Comando Carabinieri Tutela Patrimonio Culturale — занимающееся охраной произведений искусства и древностей итальянское спецподразделение полиции.
24 августа 2016
4
Третьяковская галерея запустила рекламную кампанию коллекции на Крымскому Валу
Государственная Третьяковская галерея под слоганом «Это надо видеть» запустила рекламную кампанию коллекции искусства ХХ–XXI веков, которая экспонируется в здании на Крымском Валу. Сегодня стало известно о трех роликах в рамках серии «Эффект воздействия».
23 августа 2016
5
Директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова: «У нас сложные и активные пространства, с которыми нужно договариваться»
В преддверии осеннего выставочного сезона TANR поговорила с директором Центра творческих индустрий «Фабрика» Асей Филипповой о «среднем возрасте» художника, свободомыслии, «фабричном» творчестве и грядущем фестивале «МедиаУдар», который в этом году Центр принимает на своей территории.
18 августа 2016
6
Уличные художники готовятся показать свои работы на второй биеннале «Артмоссфера»
Самые видные представители уличного искусства — 42 стритартиста из 15 стран и 25 российских художников завершают работу над объектами для II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера», основной проект которой откроется 30 августа в Центральном выставочном зале «Манеж».
23 августа 2016
7
Бразильский ландшафтный волшебник
Подавляющее большинство тех, кто посетит Бразилию во время проведения Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро этим летом, ничего не слышали о Роберто Бурле Марксе (1909–1994) — разносторонне одаренном художнике, который создал четырехкилометровый мозаичный тротуар, тянущийся по променаду, вдоль которого высажены устойчивые к морскому бризу эндемичные пальмы.
18 августа 2016
8
Дом Наркомфина отреставрируют на частные деньги
Начать реставрацию дома-коммуны на Новинском бульваре обещают в 2017 году. Коммунальный корпус — первый на очереди.
18 августа 2016
9
Музыка Олега Каравайчука прозвучит в ГЦСИ
Государственный центр современного искусства 27 августа откроет мультимедийную выставку «Как мне взять ноту ми?», посвященную памяти композитора Олега Каравайчука, ушедшего из жизни 13 июня этого года. Открытие выставки пройдет в рамках акции «Ночь кино» и приурочено к Году российского кино.
19 августа 2016
10
Разноголосица точек зрения
По версии жюри премии «Инновация», сборник «Проекции авангарда», составленный Ольгой Шишко, стал главной книгой года.
19 августа 2016
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru