The Art Newspaper Russia
Поиск

Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»

Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают

Вы уже третий раз приезжаете в Россию как директор Галереи Уффици. Первый раз — на показ картины Федерико Бароччи из Уффици в Эрмитаже, второй — Рафаэля в Пушкинском музее. И сейчас — на форум «Культура без границ» в Третьяковской галерее. Культура, получается, действительно без границ?

Да, шедевры должны путешествовать, а музеи — сотрудничать. Я приезжал в Москву и для подготовки выставки Сергея Эйзенштейна в Уффици, которая состоялась в прошлом году. И ее не было бы, если бы не поддержка Пушкинского музея, с которым мы подписали договор о сотрудничестве, и возможность работы в российских архивах. Но и до того я не раз бывал в России, впервые приехав еще в 1990-е в Санкт-Петербург, и всегда получаю массу впечатлений.

Поскольку вы были гостем Третьяковской галереи, не могу не спросить вас о вашем отношении к этому музею.

Третьяковская галерея — потрясающий музей, поскольку сосредоточил в себе великие коллекции — от Андрея Рублева, Феофана Грека, других великих русских мастеров прошлого, русского авангарда до произведений современных. Это, конечно, одна из самых больших в мире коллекций национального искусства. Да, есть Музей Орсе в Париже, Музей Уитни в Нью-Йорке, Галерея современного искусства в Риме. Но Уитни, задуманный как музей американского искусства, сейчас воспринимают как музей современного искусства, а не только американского. Орсе показывает в основном XIX век и начало XX века. Третьяковская же галерея символизирует все национальное искусство, идущее сквозь века, и это действительно впечатляет.

Уффици тоже многие считают национальным музеем. Да, это сокровищница всего итальянского искусства: тосканского, других региональных школ. Но этим Медичи не ограничивались. В коллекции Уффици есть, например, текстиль из Африки, образцы исламского искусства, поступавшие как дипломатические подарки (как раз сейчас у нас открылась выставка «Ислам и Флоренция»). Но для итальянцев Уффици — это в первую очередь национальный музей, их национальное достояние.

И как вы решились стать директором национального достояния Италии, ведь за все время существования Уффици во главе этого музея никогда не стоял иностранец?

Такой шанс выпадает раз в жизни. И понятно, что, когда правительство Италии в 2015 году объявило международный конкурс и я получил пост директора Уффици, вначале многие итальянцы были, мягко говоря, удивлены. До этого здесь работала другая система назначений на такой пост — долгий карьерный рост внутри музея.

И это было практически пожизненным назначением. Ваш предшественник Антонио Натали проработал в Уффици 35 лет...

Да, это итальянская традиция, и объявленный конкурс стал серьезным изменением сложившейся системы, призванным дать музею шанс стать современной институцией, соответствующей современным мировым стандартам. И сейчас, оглядываясь на два прошедших года, могу сказать, что нам действительно удалось сделать многое.

Что бы вы поставили себе в заслугу за прошедшие два года во главе Уффици?

Это уже не тот пыльный нефункционирующий музей, каким он был раньше. Мы запустили новый музейный сайт, завели странички в Twitter и Instagram. Диверсифицировали тарифы в зависимости от сезона. Но главное, что мы начали и осуществляем шаг за шагом реэкспозицию, ее не было в этих стенах с незапамятных времен.

Новые залы Караваджо — пример того, как можно работать с уже существующей коллекцией. Восемь залов искусства XVII века объединили хронологически и концептуально произведения самого Караваджо и его современников, Рембрандта, Рубенса, ван Дейка. Переустройство залов Караваджо шло параллельно с работой над выставкой Эйзенштейна, и именно его монтажные находки очень помогли нам при развеске. Мы развели шедевры Караваджо по разным залам, теперь перед ними нет толп, и их можно увидеть и в контексте времени среди других работ. То же самое в зале Боттичелли, где «Весна» и «Рождение Венеры» помещены теперь таким образом, что и перед ними нет толпы. Они вместе, но раздельно, на смежных стенах, без прежних металлических барьеров, за бронированным стеклом. Вы видите эти шедевры уже издали и замедляете шаг, останавливая по пути взгляд и на других произведениях Боттичелли, как «Клевета» или фреска «Благовещение» из церкви Сан-Мартино алла Скала, которая раньше была не очень доступной для обозрения.

Как вашу экспозиционную революцию восприняли внутри музея?

Что здорово в этом процессе — то, что я не смог бы все сделать один. Обязательно вокруг должны быть люди, которые заражаются твоим энтузиазмом. Конечно, мне на это потребовалось время, поскольку я человек со стороны, и понятно, что не все меня приняли. Тем не менее я обрел круг единомышленников. А для того, чтобы воодушевить их своими идеями, нужно было показать им «истории успеха», которые были бы убедительными. И такими стали залы Караваджо и Боттичелли.

Больше всего критики вызвал ваш проект реконструкции коридора Вазари, который до его закрытия можно было посещать небольшими группами по записи.

Коридор Вазари — один из моих первых и ключевых проектов и, как вы отметили, один из самых обсуждаемых. Для меня важно восстановить его историческую функцию, ведь коридор был построен Джорджо Вазари в 1565 году для Козимо I как безопасный переход между его резиденцией во дворце Питти и канцелярией, Уффици. Когда коридор откроется, он вновь соединит Уффици и Питти. При этом направление движения мы организуем таким образом, чтобы люди приходили в Уффици, а потом по коридору Вазари отправлялись бы в Питти. Почему именно так? Коридор очень узкий, и организовать движение в обе стороны сложно, а в Уффици посетителей намного больше, чем в Питти.

Палаццо Питти и прилегающие к нему сады Боболи также перешли под ваше руководство. Что там происходит?

Уффици и Питти — в уникальной ситуации. Представьте себе, если бы Лувр и Версаль были бы рядом и сообщались через коридор! Объединив два музея, мы должны быть готовыми к большему числу посетителей и в Палаццо Питти. Поэтому мы его реставрируем: сменили систему освещения, обновляем логистику. Питти не так знаменит, как Уффици, хотя там шедевры Рафаэля, Тинторетто, Андреа дель Сарто, Караваджо. Кстати, среди посетителей Питти больше всего россиян и французов, в то время как в Уффици — американцев и китайцев. Важно, чтобы больше людей посещало Палаццо Питти, и не только из-за его пинакотеки. Мы открываем там заново целый ряд залов. Уже открыт Музей костюма, не функционировавший 35 лет. Мы возродили и ежегодные показы мод, проходившие там до 1980 года. Это тоже помогло нам прошлой осенью привлечь на 30–40% больше посетителей. Устраиваем вечерние концерты, включенные в стоимость билета. И этим также мы возвращаем Питти его историческое предназначение. Он же был княжеской, а затем королевской резиденцией, и в нем не было изолированной коллекции искусства, как в Уффици, искусство было окружено музыкой и модой.

У вас действительно много программ, не связанных напрямую с музейной коллекцией.

Тем самым мы восстанавливаем историческую функцию Уффици, то, как он был задуман изначально. На первом этаже были канцелярии, выше располагался театр, просуществовавший до XIX века, и только на верхнем этаже находилась собственно коллекция искусства. Так что мы вернулись к изначальной концепции, объединению визуального и театрального искусства. Поэтому мы и организовали выставку Эйзенштейна. То есть мы возрождаем театр, который в современном мире переходит и в кино. В прошлом году мы провели первый бесплатный кинофестиваль. Он оказался настолько успешным, что в этом году мы решили его продлить до 11 августа. В 10 часов вечера любой желающий может прийти и посмотреть фильмы: сербские, хорватские, корейские. Документальное кино, фильмы о художниках — все они так или иначе связаны с искусством.

С прошлого года мы также начали проводить ежегодные выставки двух художников-женщин: одной представительницы старого искусства и одной нашей современницы. Недавний пример такой пары — Элизабетта Сирани и Мария Лаи. Сирани жила в XVII веке, умерла в 27 лет, была очень знаменита при жизни, но практически забыта сегодня. Кстати, ее автопортрет из собрания Пушкинского музея нам любезно предоставила Марина Лошак. Мария Лаи — замечательная художница с Сардинии, недавно ушедшая из жизни.

Но необходимы ли такому музею, как Уффици, показы мод, кинофестиваль и современное искусство? Ведь люди со всего мира приезжают сюда смотреть шедевры Ренессанса. Чтобы заработать денег?

Деньги важны, но намного важнее дать флорентинцам ощущение, что музей — это городское пространство, что оно не только для туристов, но и для тех, кто здесь живет, что Уффици — это действительно часть идентичности каждого флорентинца и итальянца. Мы создаем среду, где они могут встречаться, узнавать что-то новое. То же самое с выставками, позволяющими иначе взглянуть на привычные вещи. Так, например, прошедшая недавно у нас выставка японского искусства XV–XVII веков, дала возможность неожиданно обнаружить много общего между пейзажами японцев и их современников-итальянцев.

Все это впечатляет. Но через год вы покинете Уффици, чтобы возглавить Музей истории искусств в Вене. Не боитесь, что после вашего ухода все вернется в старую колею?

Чем больше будет сделано, тем труднее будет вернуться назад. У нас уже сложилась хорошая команда. Процесс запущен, и есть люди, которые продолжат начатое. Летом открываются залы с новой экспозицией Микеланджело, Рафаэля, Леонардо, в сентябре — венецианцев, затем — тосканцев, зимой — автопортретов из коридора Вазари.

А что с коридором Вазари? Вы действительно надеетесь его открыть до вашего ухода? Когда вы его закрывали, то не сомневались, что это произойдет в мае 2018-го.

К сожалению, этого не произошло из-за очень сложной бюрократической системы, которая затормозила процесс. Важно, что деньги уже пришли, архитектурный план разработан, и мы сейчас в процессе найма строительной компании, которая будет реализовывать проект. Сами архитектурные работы, надеюсь, не потребуют много времени. Хотя и с ними мы никогда на 100% не можем быть уверены в сроках. Вероятность того, что я открою коридор Вазари еще как директор Уффици, существует. Но, если это произойдет позже, я обязательно сяду в самолет и прилечу открывать его лично.

Материалы по теме
Просмотры: 4280
Популярные материалы
1
Власти Китая снесли пекинскую мастерскую Ай Вэйвэя
В этот момент там находились материалы и произведения художника.
08 августа 2018
2
В Вене проходит выставка немецкого концептуалиста Олафа Николая
Три институции — кунстхалле в Вене и немецком Билефельде и швейцарский Художественный музей в Санкт-Галлене — объединились, чтобы полномасштабно показать практики Олафа Николая (р. 1962), которыми он увлечен последние 20 лет.
08 августа 2018
3
Самые интересные перформансы выставки «Здесь и сейчас» в Центральном Манеже
Проект «Здесь и сейчас» — своеобразный альманах современного искусства столицы, важной частью которого стали перформансы. Мы выбрали семь из них, которые стоит посетить до 20 августа. Тем более что вход на выставку бесплатный.
10 августа 2018
4
Косметику, наряды и автопортреты Фриды Кало показывают в Лондоне
Не проходит и месяца, чтобы где-то по миру не открывалась выставка самой знаменитой мексиканки — Фриды Кало.
09 августа 2018
5
Art Berlin переезжает в бывший аэропорт Берлин-Темпельхоф
Запущенная в прошлом году ярмарка, в которой на этот раз примут участие более 120 галерей, проверит арт-рынок на прочность.
10 августа 2018
6
Реставраторы готовы спасти пострадавшую картину из нукусского музея
Полотном «Баба с ведрами» авангардиста Александра Шевченко, залитым водой, займутся специалисты ГМИИ им. А.С.Пушкина. Тем временем международный фонд друзей нукусского музея продолжает конфронтацию с его руководством.
10 августа 2018
7
Велозаезд Novikov Group и Danone
В Москве прошел масштабный велозаезд в поддержку здорового образа жизни.
08 августа 2018
8
Пожар уничтожил деревянную Успенскую церковь — символ Кондопоги
Власти Карелии предполагают, что восстановить один из самых знаменитых храмов Русского Севера поможет подготовленная к его реставрации документация.
10 августа 2018
9
Прокуратура Касселя прекратила расследование по делу о растрате средств Documenta
Прокурор не обнаружил признаков финансовых злоупотреблений. Исполнительный директор выставки Аннетте Куленкампф поддержала это решение.
13 августа 2018
10
В берлинском Фонде Ольбрихта проходит выставка-размышление о времени
Два десятка художников пытаются уловить время и определить, как мы его воспринимаем.
13 августа 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru