The Art Newspaper Russia
Поиск

Ричард Армстронг: «Управляю всеми, как марионетками»

Директор Музея и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма полагает, что не надо потакать тяге публики к разного рода околомузейным развлечениям

Ричард Армстронг приезжал в Москву для участия в программе Государственной Третьяковской галереи «Культура без границ. Диалоги с культурными лидерами современности». В программе он представлен «одним из авторитетнейших членов мирового музейного сообщества». Армстронг возглавляет музей, известный как раз своим активным внедрением в мир, организацией филиалов в разных странах и смелыми экспериментальными проектами, выходящими за рамки общепринятых представлений о музейной деятельности.


Мы встречаемся в неблагоприятное время для культурного сотрудничества между нашими странами. Это и политическая ситуация, и проблема библиотеки Шнеерсона, прекратившая возможность музейного обмена. Какие выходы вы видите из этой ситуации?

Вопрос с библиотекой Шнеерсона решится, надеюсь, в ближайшее время в судебном порядке. Все остальные проблемы имеют временный характер, поэтому я сейчас здесь. Важно сохранять контакты российских и американских музеев.

Когда вы общаетесь со своими российскими коллегами, о чем говорите? У частных и государственных музеев схожие проблемы или разные?

Нет никакой разницы между частным музеем и государственным. Мы обсуждаем одни и те же вопросы: роль музеев, будущее культуры, финансовые проблемы, а также возможность музеев стать частью большого мира, более глубокого воздействия на него.

Вы десять лет занимаете пост директора Музея Гуггенхайма. Что изменилось за это время, какие важные вызовы сделал музеям современный мир?

Мне кажется, наша программа стала более концентрированной, более интеллектуальной. И наше понимание того, что мы живем в большом мире, стало более глубоким. Основная трудность, на мой взгляд, состоит в том, чтобы привлечь людей в музей, где они сталкиваются с серьезными вещами.

Публика хочет только развлечений?

Да, есть огромная тяга к развлечениям. Посетители ожидают зрелища.

В прошлом году на выставке современного китайского искусства у вас была проблема с публикой. Защитники животных выступили с требованием снять три работы (в одной живые змеи и насекомые помещены в аквариум, две другие — видео с травлей собак и совокуплением свиней), и вы их сняли. Музей должен идти на поводу у какой-то части зрителей? Вы не боитесь, что публика будет управлять музеем?

Мы надеемся, что дело не дойдет до того, что публика будет управлять нами. Кроме случаев, когда это вопрос безопасности. Три работы, вызвавшие споры, не были бесследно изъяты из экспозиции. На одном месте остался пустой террариум, в другом был очень хороший текст, в третьем случае мы оставили пустой экран, но опять же с очень хорошим текстом, составленным художником. Мы не могли поступить иначе: реакция публики была очень острой, и ситуация становилась опасной для персонала, для охраны и вообще для здания музея. Внешние стены у нас в атриуме очень низкие, и я просто боялся, что люди упадут вниз.

Но разве это не обязанность охраны — удержать людей от падения?

У нас 4–5 тыс. посетителей в день и 25 охранников.

Возмущенная публика высказывалась в основном в Интернете. Социальные сети — помощники музею или соперники во влиянии на зрителей?

В наши дни публика не читает газеты, не читает журналы. До людей, которым меньше 30, можно достучаться только через социальные сети. С одной стороны, они помогают нам, с другой — мы только одно из тысяч событий, которые обсуждаются там ежедневно.

Музей Гуггенхайма первым начал активно расширяться, создавая филиалы в других странах. Но теперь Гуггенхайм в Берлине закрыт, в Хельсинки отказались строить филиал, в Абу-Даби он должен был открыться еще пять лет назад, но строительство заморожено. Время экспансии Гуггенхайма прошло?

В Абу-Даби события развиваются, процесс идет, мы активно работаем с архитектором музея Фрэнком Гери. Но очень много усилий было затрачено на строительство Лувра в Абу-Даби. Сейчас мы ведем переговоры с властями и с Фрэнком Гери об изменении здания. Так что все произойдет, музей будет.

Это будут какие-то кардинальные изменения?

Просто площадь музея должна быть уменьшена на определенный процент. Но здание непростое, поэтому и внесение корректировок — дело сложное, и Гери над этим каждый день думает.

Но все же, почему возникновение музейных филиалов стало массовым явлением? В России тоже.

Везде! Сейчас Центр Помпиду объявил о строительстве филиалов в Шанхае и Барселоне. Это дает нам возможность серьезно присутствовать в мире. Ведь есть много стран, о которых мы ничего не знаем и где Гуггенхайм не представлен.

Музей Гуггенхайма известен своей смелой выставочной деятельностью. Но ваш проект с BMW, который закончился три года назад, касался изучения городской среды. Разве это дело музея?

Это был очень успешный для нас проект, он прошел в Нью-Йорке, Берлине, Мумбаи и показал, насколько важно работать с городом, быть его частью, открывать музей городу. Но да, это был эксперимент.

Во всех сообщениях о вашем назначении на пост директора Музея Гуггенхайма говорилось о том, что вы замечательный куратор. Не скучаете по работе с выставками, материалом, художниками?

Я же управляю всеми, как марионетками! Но, конечно, делаю это тактично, с уважением к сотрудникам. Что касается молодых людей, то они только рады, что могут извлечь пользу от общения с кем-то более опытным, кто много лет занимается этим делом. С тем, кто может сказать: давайте я покажу вам, как это можно сделать по-другому. Почему часто художник и куратор работают в согласии? Потому что есть люди, которые много раз делали выставки. И может быть, когда-нибудь я вернусь к кураторству.

А с кем легче найти общий язык: со спонсорами, музейными сотрудниками или художниками?

Труднее всего, пожалуй, с художниками. Не потому, что они вредные или капризные, просто они смотрят на мир по-иному. 

Материалы по теме
Просмотры: 4629
Популярные материалы
1
Предаукционная выставка Christie’s в Москве: Айвазовский, Репин и кролик с секретом
Избранные лоты русских торгов показывают в офисе Christie’s. Они будут проданы в Лондоне в конце ноября
07 ноября 2018
2
На ВДНХ обнаружили постройку Эль Лисицкого
Рекламная установка, созданная великим авангардистом в 1939 году, была опознана в сооружении поблизости от павильона «Рыболовство».
08 ноября 2018
3
Британский музей извлек из закромов все сокровища Ашшурбанапала
Редчайшие артефакты древней Ассирии впервые целиком на одной выставке.
08 ноября 2018
4
Умер Оскар Рабин
Он останется в истории и как один из лидеров протестного движения художников-нонконформистов, и как русский художник, создавший собственный образ мира.
08 ноября 2018
5
Как я перестал бояться и полюбил современное искусство
Ликбез для чайников, или физическое воплощение Instagram-аккаунта Сергея Гущина, галериста и арт-блогера.
09 ноября 2018
6
Дать молодым дорогу и выставочное пространство
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка молодых художников — финалистов конкурса Untitled Prize 2018.
06 ноября 2018
7
Маршруты музейные
О том, как сделать музеи полноправной частью городской среды, размышляет директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.
08 ноября 2018
8
Елена Селина: «Мы просто научились работать в более сложных условиях»
Елена Селина, арт-директор старейшей московской галереи XL и куратор многих значимых выставок, знает и чувствует ситуацию в современном искусстве, потому что много лет находится внутри него.
07 ноября 2018
9
Третьяковка покажет в Музеях Ватикана русское искусство по-новому
Российский музей представляет «Русский путь. От Дионисия к Малевичу» как беспрецедентную и смелую по концепции выставку.
07 ноября 2018
10
Российский бизнесмен Дмитрий Рыболовлев задержан в Монако
Одной из причин стало подозрение, что бизнесмен и коллекционер нажал на местное правосудие в судебной распре со своим арт-дилером, Ивом Бувье.
07 ноября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru