The Art Newspaper Russia
Поиск

Владимир Мединский: вклад в искусство

В процессе смены правительства вспоминаем о главных событиях, случившихся за шесть лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ

Владимир Мединский. Фото: Доминик Бутен/ТАСС

Владимир Мединский. Фото: Доминик Бутен/ТАСС

7 мая Владимир Путин официально вступил в должность президента РФ, и в этот же день, согласно Конституции, правительство страны в полном составе сложило свои полномочия. Нет сомнений, что за формальной процедурой последуют более или менее существенные кадровые перестановки. Для культурного сообщества, разумеется, интерес представляет фигура нового главы соответствующего ведомства. Сохранит ли свой пост Владимир Мединский или следует ожидать другого назначенца?

Замену, конечно, исключать нельзя. Хотя бы потому, что Мединский пребывает в министерской должности с мая 2012-го, то есть уже шесть лет — дольше, чем кто-либо из его предшественников. Помимо административного долгожительства, можно отыскать и другие поводы для ротации, было бы желание. Министерство сотрясалось от череды коррупционных скандалов, главным образом связанных с освоением бюджетов на реставрацию тех или иных архитектурных объектов. По заведенным уголовным делам различные сроки заключения, реального или условного, получили несколько высокопоставленных сотрудников Минкульта, в том числе заместитель министра Григорий Пирумов.

Впрочем, если это обстоятельство тогда не послужило поводом для отставки Мединского, то вовсе не факт, что оно и теперь может иметь решающее значение. Тем более не слишком высока вероятность, что на карьеру Владимира Ростиславовича как-то повлияют обвинения в ненаучности его докторской диссертации: судя по всему, этот инцидент признан полностью исчерпанным и оставлен в прошлом.

Итоги его руководящей деятельности подвести не очень просто — хотя бы из-за того, что и страна в целом за минувшие годы изрядно изменилась. Одно можно утверждать с уверенностью: роль Мединского в ходе упомянутых изменений была вполне сообразна общей драматургии. В частности, то, как стремительно взаимная настороженность нового министра и либерально настроенной интеллигенции переросла во взаимную же неприязнь, а отсюда в откровенную и нескрываемую нелюбовь, воспринимается в качестве неотъемлемой характеристики этой роли. Ставку Владимир Ростиславович сделал на других людей. Достаточно вспомнить, в какой степени выросло влияние Российского военно-исторического общества (РВИО), возглавляемого непосредственно Мединским. В определенном смысле символом такого влияния стали памятник князю Владимиру у Кремля и Аллея правителей, открытая в Москве почти год назад под эгидой РВИО и его председателя.

На кадровую политику министра влияли соображения эффективности. Яркие тому примеры, если говорить о музейной сфере, — по-своему знаковые назначения в двух крупнейших институциях: Государственную Третьяковскую галерею возглавила Зельфира Трегулова, а Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина — Марина Лошак. Оптимизацией объяснялась и участь Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) — его слили с РОСИЗО, прежнее руководство и ряд ключевых сотрудников покинули институцию. Попутно поменялись стратегия развития и выставочная политика. Если удастся когда-нибудь довести до реализации многострадальный проект нового здания ГЦСИ на Ходынском поле (последняя из версий насчет завершения строительства — 2022 год), то не очень понятно, что и каким образом там собираются предъявлять публике. Дискуссии об этом велись и при Михаиле Миндлине, прежнем директоре ГЦСИ, и при Сергее Перове, нынешнем руководителе РОСИЗО — ГЦСИ. А буквально на днях стало известно, что Министерство культуры РФ перестало выделять средства на капитальный ремонт здания ГЦСИ во Владикавказе и его намерены забрать республиканские власти для каких-то собственных нужд.

Тем не менее с музейным строительством в целом дела обстояли и обстоят не так уж скверно, по крайней мере в столицах. Как раз совпало, впрочем, что именно при Мединском активизировались «частники» (открылись Музей Фаберже, Музей AZ, Музей современного искусства «Гараж», Музей русского импрессионизма, Институт русского реалистического искусства), но и государство все же не забывало напоминать о себе. Было введено в строй здание Главного штаба Государственного Эрмитажа, продолжаются работы в эрмитажном фондохранилище «Старая Деревня». Пусть с отставанием от графика, но все-таки постепенно строится музейный городок вокруг ГМИИ. Теперь вот еще Новая Третьяковка замахнулась на грандиозную реконструкцию по проекту Рема Колхаса, в добавок к строящемуся новому корпусу в Лаврушинском.

В условиях, когда бюджетные деньги на культуру выделяются по старинному, еще советскому «остаточному принципу», любой министр вынужден расставлять приоритеты: кому расти и шириться, а кому сидеть на завалинке и ждать лучших времен. Если в ситуации с кинопроизводством Минкультуры свои установки огласило публично (господдержка подразумевает лояльность и «общественную пользу»), то в области изобразительных искусств и музейного дела никаких ясных  директив пока не звучало. Ориентироваться можно разве что на глубокое удовлетворение министра от «очереди на Серова» и вдвое выросшей за время его работы музейной посещаемости.

Существуют, впрочем, сферы, где всякий поймет: государство готово самоустраниться под определенные обязательства бизнеса. Буквально месяц назад на сайте TANR мы писали: «На встрече с участниками Ассоциации владельцев исторических усадеб министр культуры РФ Владимир Мединский впервые вслух сказал о том, что и так давно было ясно: все усадьбы, кроме музеев, необходимо отдать в частные руки — в аренду или продать. Причина тому — отсутствие у государства какой бы то ни было возможности финансовых вливаний в этот сектор».

Вот по такой сложной траектории и двигался на протяжении шести лет министр культуры Мединский. В нее вписываются совершенно разные события, будь то дело «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова, подвешенный сюжет с возвращением из Голландии крымского «золота скифов» или же вывод ряда образовательных учреждений из ведения Российской академии художеств.

Желание упорядочить ведомственные дела традиционно подрывается то внутренними обстоятельствами, то внешними силами, а то и загадочным, никем не контролируемым Провидением. Ни на кого нельзя положиться — что-то вроде этого. Любопытно, как же будет с этим всем справляться новый руководитель ведомства? Если новый, конечно.

Материалы по теме
Просмотры: 5263
Популярные материалы
1
Дэвид Хокни — самый дорогой живой художник
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке его «Бассейн с двумя фигурами» продан за $90,3 млн.
16 ноября 2018
2
Москвичам прокрутили «Динамо»
Завершена реконструкция знаменитого стадиона — некогда главной футбольной арены СССР. Стадион считался памятником архитектуры, но это ему не помогло.
15 ноября 2018
3
Русское искусство вписали в овал
Выставка «Сокровища музеев России» в Манеже по-своему понимает русское искусство — в нем почти нет авангарда и вовсе нет неофициального искусства.
16 ноября 2018
4
Михаил Шемякин: «Я просто имею наглость рисовать...»
В Московском музее современного искусства открывается выставка Михаила Шемякина. 75-летний художник рассказал о том, что на ней можно будет увидеть, и о своих взглядах на творчество, образование и сегодняшнюю Россию.
19 ноября 2018
5
Топ-10 архитектурных шедевров для главного из искусств
Музей кино уже год как на ВДНХ. А Киноцентр на Красной Пресне, долгие годы бывший его домом и известный сейчас как кинотеатр «Соловей», снесут. Показываем самые интересные музейные проекты для кино и медиаискусства — будущие и уже осуществленные.
16 ноября 2018
6
В павильоне России на биеннале в Венеции представят групповую выставку
Состав художников и тему национальной экспозиции, которую покажут на 58-й биеннале современного искусства в Венеции, объявят позже.
14 ноября 2018
7
Рейксмузеум впервые объединит на одной выставке всего Рембрандта из своего собрания
Проект в честь 350-летия со дня смерти художника представит редкую возможность увидеть рисунки и гравюры Рембрандта всех периодов его творчества в сопровождении признанных шедевров — «Ночного дозора» и «Еврейской невесты».
14 ноября 2018
8
Новые рекорды для трех гигантов американского искусства ХХ века поставлены в Нью-Йорке
На аукционе Christie’s картина Эдварда Хоппера «Рагу по-китайски» продана за $91,9 млн, «Женщина и пейзаж» Виллема де Кунинга ушла за $68,9 млн, «Композиция с красными мазками» Джексона Поллока — за $55,4 млн.
14 ноября 2018
9
Нина Лобанова-Ростовская: «Если бы у нас было больше денег, наша коллекция была бы хуже»
Собрание театральных эскизов — дело жизни Никиты и Нины Лобановых-Ростовских — оказалось в Государственном музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Почему они решили с ним расстаться, рассказала Нина Лобанова-Ростовская.
16 ноября 2018
10
Выставка о Романовых открылась в Букингемском дворце
Экспозиция «Россия. Величие и Романовы» посвящена отношениям между двумя династиями и представляет сокровища и шедевры из собрания британской короны.
13 ноября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru