The Art Newspaper Russia
Поиск

Высокие показатели разной ценой: самые посещаемые музеи России в 2017 году

Ежегодный рейтинг музейной посещаемости газета составляет уже шестой год. В этом году мы увеличили число категорий для участников рейтинга с целью более корректного сравнения — столиц и регионов, музеев разной специализации

Над рейтингом работали Алексей Алексеев, Анна Куденко, Дмитрий Смолев

Лидеры во всем

Внимательный читатель наверняка заметит, что два столичных рейтинга — самых посещаемых художественных музеев и наиболее популярных выставок — явно коррелируют между собой. Кто лидирует по годовым показателям, тот, как правило, успешен и на поприще временных экспозиций. Понятно, что высокие показатели могут доставаться разной ценой: одно дело — собрать десятки малоизвестных образцов русского авангарда по провинциальным музеям (выставка «До востребования» в Еврейском музее), несколько иное — принять гастрольный проект (например, экспозиция «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в Музее Фаберже). Впрочем, свои трудности есть в любой выставочной работе. Наш рейтинг замеряет не количество приложенных усилий и даже не качество «готового продукта», а, скорее, встречный энтузиазм, проявленный широкой публикой.

В случае же «музеев с территориями», то есть парковых комплексов и архитектурных заповедников, выставки как раз не делают погоду — тут другие стимулы и мотивации. Хотя, скажем, Государственный музей-заповедник «Царицыно» настойчиво придерживается активной политики именно в сфере выставок, что наглядно отражается в соответствующем рейтинге. А для Музеев Московского Кремля это и вовсе традиционная практика, насчитывающая десятилетия. Остальные не слишком усердствуют в придумывании выставок-блокбастеров — надо полагать, ландшафты и архитектурные памятники бывают достаточно притягательны и сами по себе, без трудоемких «завлекалок».

Пушкин — наше все

В рейтинге литературных и мемориальных музеев появился ряд изменений по сравнению с прошлым годом. Хотя Пушкин по-прежнему «наше все», а Есенин, Лермонтов и Толстой по обыкновению тянутся за ним вслед и тоже по обыкновению не могут догнать. В нынешнюю десятку вошел также ульяновский музей-заповедник «Родина Ленина». Туристический интерес к детским годам вождя мирового пролетариата остается высоким, несмотря на отсутствие формальной идеологической подоплеки. Во многом из прежних времен тянется и традиция посещать всей семьей музей-заповедник «Абрамцево», что тоже нашло отражение в рейтинге. При этом в топ-10 не вошел Государственный литературный музей, который с апреля 2017-го официально именуется Государственным музеем истории российской литературы имени В.И.Даля. У институции имеются многочисленные филиалы, но главные силы брошены на многомесячную реконструкцию здания, отведенного ей на Зубовском бульваре.

От Ленина к современному искусству

Чемпионом по посещаемости среди региональных художественных музеев стал музейный центр «Площадь Мира» в Красноярске — таково с 2017 года новое наименование Красноярского музейного центра. Этот комплекс, построенный на закате советской власти, в 1987-м, должен был служить филиалом Центрального музея В.И.Ленина, но в таком качестве просуществовал совсем недолго. В начале 1990-х его перепрофилировали под выставочную площадку для современного искусства — крупнейшую в Сибири. В частности, с 1995-го здесь раз в два года проводится международная Красноярская музейная биеннале — весьма значимое событие в сфере культуры. И 12-я биеннале, снабженная девизом «Мир и мiр», состоялась совсем недавно: с 5 октября 2017 по 28 февраля 2018 года. Нет сомнений, что посетители биеннале внесли весомый вклад в общую картину посещаемости «Площади Мира» за год. 

Традиционно высокие показатели и у других художественных музеев Сибири — Томского, Новосибирского, Иркутского. Держит марку и Волго-Вятский регион, тут в лидерах Нижний Новгород, Ярославль, Киров. Не упускает своего зрителя Феодосийская картинная галерея; похоже, вечные ценности в виде картин Ивана Айвазовского удачно комбинируются с радостями курорта. В рейтинге самых посещаемых художественных выставок в регионах страны безоговорочно лидирует IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства — 100,7 тыс. зрителей за три месяца. Это заслуженный успех сплоченной и креативной команды, которая на протяжении ряда лет стремится реализовывать в Екатеринбурге арт-проекты хорошего, международного уровня. Отметим также замыкающую топ-10 выставку «Блеск, забвение и возвращение в свет» в Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского. Показ произведений Елены Киселевой, ученицы Репина, фигурирует не только в этом рейтинге, но и в столичном: та же выставка, только под названием «Элегантный век», проходила в Музее русского импрессионизма. Таким образом, это наследие сделало кассу сразу двум институциям.

Методология

  • Российские рейтинги основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
  • Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к данным статистического наблюдения за подведомственными музеями, которые мы частично использовали. Обращаем внимание читателей, что на момент сдачи номера данные статистики за 2017 год были предварительными.
  • При составлении рейтинга мы учитывали только выставки, завершившиеся в 2017 году. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.

Самые посещаемые художественные и исторические музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-20

* Обобщенные данные по Центральному выставочному залу «Манеж» и выставочному залу «Новый Манеж».

Самые посещаемые художественные музеи в регионах. Топ-10

Самые посещаемые литературные и мемориальные музеи. Топ-10

Самые посещаемые историко-краеведческие музеи в регионах. Топ-10

Материалы по теме
Просмотры: 15177
Популярные материалы
1
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
2
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
9
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru