The Art Newspaper Russia
Поиск

Высокие показатели разной ценой: самые посещаемые музеи России в 2017 году

Ежегодный рейтинг музейной посещаемости газета составляет уже шестой год. В этом году мы увеличили число категорий для участников рейтинга с целью более корректного сравнения — столиц и регионов, музеев разной специализации

Над рейтингом работали Алексей Алексеев, Анна Куденко, Дмитрий Смолев

Лидеры во всем

Внимательный читатель наверняка заметит, что два столичных рейтинга — самых посещаемых художественных музеев и наиболее популярных выставок — явно коррелируют между собой. Кто лидирует по годовым показателям, тот, как правило, успешен и на поприще временных экспозиций. Понятно, что высокие показатели могут доставаться разной ценой: одно дело — собрать десятки малоизвестных образцов русского авангарда по провинциальным музеям (выставка «До востребования» в Еврейском музее), несколько иное — принять гастрольный проект (например, экспозиция «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в Музее Фаберже). Впрочем, свои трудности есть в любой выставочной работе. Наш рейтинг замеряет не количество приложенных усилий и даже не качество «готового продукта», а, скорее, встречный энтузиазм, проявленный широкой публикой.

В случае же «музеев с территориями», то есть парковых комплексов и архитектурных заповедников, выставки как раз не делают погоду — тут другие стимулы и мотивации. Хотя, скажем, Государственный музей-заповедник «Царицыно» настойчиво придерживается активной политики именно в сфере выставок, что наглядно отражается в соответствующем рейтинге. А для Музеев Московского Кремля это и вовсе традиционная практика, насчитывающая десятилетия. Остальные не слишком усердствуют в придумывании выставок-блокбастеров — надо полагать, ландшафты и архитектурные памятники бывают достаточно притягательны и сами по себе, без трудоемких «завлекалок».

Пушкин — наше все

В рейтинге литературных и мемориальных музеев появился ряд изменений по сравнению с прошлым годом. Хотя Пушкин по-прежнему «наше все», а Есенин, Лермонтов и Толстой по обыкновению тянутся за ним вслед и тоже по обыкновению не могут догнать. В нынешнюю десятку вошел также ульяновский музей-заповедник «Родина Ленина». Туристический интерес к детским годам вождя мирового пролетариата остается высоким, несмотря на отсутствие формальной идеологической подоплеки. Во многом из прежних времен тянется и традиция посещать всей семьей музей-заповедник «Абрамцево», что тоже нашло отражение в рейтинге. При этом в топ-10 не вошел Государственный литературный музей, который с апреля 2017-го официально именуется Государственным музеем истории российской литературы имени В.И.Даля. У институции имеются многочисленные филиалы, но главные силы брошены на многомесячную реконструкцию здания, отведенного ей на Зубовском бульваре.

От Ленина к современному искусству

Чемпионом по посещаемости среди региональных художественных музеев стал музейный центр «Площадь Мира» в Красноярске — таково с 2017 года новое наименование Красноярского музейного центра. Этот комплекс, построенный на закате советской власти, в 1987-м, должен был служить филиалом Центрального музея В.И.Ленина, но в таком качестве просуществовал совсем недолго. В начале 1990-х его перепрофилировали под выставочную площадку для современного искусства — крупнейшую в Сибири. В частности, с 1995-го здесь раз в два года проводится международная Красноярская музейная биеннале — весьма значимое событие в сфере культуры. И 12-я биеннале, снабженная девизом «Мир и мiр», состоялась совсем недавно: с 5 октября 2017 по 28 февраля 2018 года. Нет сомнений, что посетители биеннале внесли весомый вклад в общую картину посещаемости «Площади Мира» за год. 

Традиционно высокие показатели и у других художественных музеев Сибири — Томского, Новосибирского, Иркутского. Держит марку и Волго-Вятский регион, тут в лидерах Нижний Новгород, Ярославль, Киров. Не упускает своего зрителя Феодосийская картинная галерея; похоже, вечные ценности в виде картин Ивана Айвазовского удачно комбинируются с радостями курорта. В рейтинге самых посещаемых художественных выставок в регионах страны безоговорочно лидирует IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства — 100,7 тыс. зрителей за три месяца. Это заслуженный успех сплоченной и креативной команды, которая на протяжении ряда лет стремится реализовывать в Екатеринбурге арт-проекты хорошего, международного уровня. Отметим также замыкающую топ-10 выставку «Блеск, забвение и возвращение в свет» в Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского. Показ произведений Елены Киселевой, ученицы Репина, фигурирует не только в этом рейтинге, но и в столичном: та же выставка, только под названием «Элегантный век», проходила в Музее русского импрессионизма. Таким образом, это наследие сделало кассу сразу двум институциям.

Методология

  • Российские рейтинги основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
  • Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к данным статистического наблюдения за подведомственными музеями, которые мы частично использовали. Обращаем внимание читателей, что на момент сдачи номера данные статистики за 2017 год были предварительными.
  • При составлении рейтинга мы учитывали только выставки, завершившиеся в 2017 году. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.

Самые посещаемые художественные и исторические музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-20

* Обобщенные данные по Центральному выставочному залу «Манеж» и выставочному залу «Новый Манеж».

Самые посещаемые художественные музеи в регионах. Топ-10

Самые посещаемые литературные и мемориальные музеи. Топ-10

Самые посещаемые историко-краеведческие музеи в регионах. Топ-10

Материалы по теме
Просмотры: 18036
Популярные материалы
1
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
2
Неприкрытую порнографию не оправдать формальными исследованиями
Дети и подростки не должны быть изображены как сексуальные объекты.
12 декабря 2018
3
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
4
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
5
Музейные мечты сбываются
Станет ли Москва новой музейной столицей мира к 2020 году, размышляет директор «Гаража» Антон Белов в своей колонке для The Art Newspaper Russia.
10 декабря 2018
6
Выставка «История интерьера. От барокко до минимализма» открывается в «Царицыно»
На ней воссоздадут интерьеры XIX века с фарфоровыми вазами и сервизами, а также представят переживающий ренессанс минимализм 1960-х.
13 декабря 2018
7
Здесь жила Муму и бывал Тургенев
В год 200-летия знаменитого писателя открылся его свежеотреставрированный дом-музей, заполненный новой мемориальной экспозицией.
11 декабря 2018
8
Новогодние каникулы в Москве: куда пойти с детьми
Научный «Арт-эксперимент» в «Гараже», «Голландский Новый год» в усадьбе Кусково и другие праздничные мероприятия, которые будут интересны всем возрастам, начиная с самых маленьких.
13 декабря 2018
9
Второе открытие Африки
Открытие после реконструкции Королевского музея Центральной Африки в бельгийском Тервюрене проходит на пике интереса к искусству этого континента.
10 декабря 2018
10
Безупречно организованный разгром
В галерее JART открылась выставка Сергея Шеховцова «Погром». Несмотря на провокационность замысла, скандала на вернисаже не случилось. Хотя без стрельбы и не обошлось!
12 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru