18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

Высокие показатели разной ценой: самые посещаемые музеи России в 2017 году

№63
Материал из газеты

Ежегодный рейтинг музейной посещаемости газета составляет уже шестой год. В этом году мы увеличили число категорий для участников рейтинга с целью более корректного сравнения — столиц и регионов, музеев разной специализации

Над рейтингом работали Алексей Алексеев, Анна Куденко, Дмитрий Смолев

Лидеры во всем

Внимательный читатель наверняка заметит, что два столичных рейтинга — самых посещаемых художественных музеев и наиболее популярных выставок — явно коррелируют между собой. Кто лидирует по годовым показателям, тот, как правило, успешен и на поприще временных экспозиций. Понятно, что высокие показатели могут доставаться разной ценой: одно дело — собрать десятки малоизвестных образцов русского авангарда по провинциальным музеям (выставка «До востребования» в Еврейском музее), несколько иное — принять гастрольный проект (например, экспозиция «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в Музее Фаберже). Впрочем, свои трудности есть в любой выставочной работе. Наш рейтинг замеряет не количество приложенных усилий и даже не качество «готового продукта», а, скорее, встречный энтузиазм, проявленный широкой публикой.

В случае же «музеев с территориями», то есть парковых комплексов и архитектурных заповедников, выставки как раз не делают погоду — тут другие стимулы и мотивации. Хотя, скажем, Государственный музей-заповедник «Царицыно» настойчиво придерживается активной политики именно в сфере выставок, что наглядно отражается в соответствующем рейтинге. А для Музеев Московского Кремля это и вовсе традиционная практика, насчитывающая десятилетия. Остальные не слишком усердствуют в придумывании выставок-блокбастеров — надо полагать, ландшафты и архитектурные памятники бывают достаточно притягательны и сами по себе, без трудоемких «завлекалок».

Пушкин — наше все

В рейтинге литературных и мемориальных музеев появился ряд изменений по сравнению с прошлым годом. Хотя Пушкин по-прежнему «наше все», а Есенин, Лермонтов и Толстой по обыкновению тянутся за ним вслед и тоже по обыкновению не могут догнать. В нынешнюю десятку вошел также ульяновский музей-заповедник «Родина Ленина». Туристический интерес к детским годам вождя мирового пролетариата остается высоким, несмотря на отсутствие формальной идеологической подоплеки. Во многом из прежних времен тянется и традиция посещать всей семьей музей-заповедник «Абрамцево», что тоже нашло отражение в рейтинге. При этом в топ-10 не вошел Государственный литературный музей, который с апреля 2017-го официально именуется Государственным музеем истории российской литературы имени В.И.Даля. У институции имеются многочисленные филиалы, но главные силы брошены на многомесячную реконструкцию здания, отведенного ей на Зубовском бульваре.

От Ленина к современному искусству

Чемпионом по посещаемости среди региональных художественных музеев стал музейный центр «Площадь Мира» в Красноярске — таково с 2017 года новое наименование Красноярского музейного центра. Этот комплекс, построенный на закате советской власти, в 1987-м, должен был служить филиалом Центрального музея В.И.Ленина, но в таком качестве просуществовал совсем недолго. В начале 1990-х его перепрофилировали под выставочную площадку для современного искусства — крупнейшую в Сибири. В частности, с 1995-го здесь раз в два года проводится международная Красноярская музейная биеннале — весьма значимое событие в сфере культуры. И 12-я биеннале, снабженная девизом «Мир и мiр», состоялась совсем недавно: с 5 октября 2017 по 28 февраля 2018 года. Нет сомнений, что посетители биеннале внесли весомый вклад в общую картину посещаемости «Площади Мира» за год. 

Традиционно высокие показатели и у других художественных музеев Сибири — Томского, Новосибирского, Иркутского. Держит марку и Волго-Вятский регион, тут в лидерах Нижний Новгород, Ярославль, Киров. Не упускает своего зрителя Феодосийская картинная галерея; похоже, вечные ценности в виде картин Ивана Айвазовского удачно комбинируются с радостями курорта. В рейтинге самых посещаемых художественных выставок в регионах страны безоговорочно лидирует IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства — 100,7 тыс. зрителей за три месяца. Это заслуженный успех сплоченной и креативной команды, которая на протяжении ряда лет стремится реализовывать в Екатеринбурге арт-проекты хорошего, международного уровня. Отметим также замыкающую топ-10 выставку «Блеск, забвение и возвращение в свет» в Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского. Показ произведений Елены Киселевой, ученицы Репина, фигурирует не только в этом рейтинге, но и в столичном: та же выставка, только под названием «Элегантный век», проходила в Музее русского импрессионизма. Таким образом, это наследие сделало кассу сразу двум институциям.

Методология

  • Российские рейтинги основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
  • Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к данным статистического наблюдения за подведомственными музеями, которые мы частично использовали. Обращаем внимание читателей, что на момент сдачи номера данные статистики за 2017 год были предварительными.
  • При составлении рейтинга мы учитывали только выставки, завершившиеся в 2017 году. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.

Самые посещаемые художественные и исторические музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-20

* Обобщенные данные по Центральному выставочному залу «Манеж» и выставочному залу «Новый Манеж».

Самые посещаемые художественные музеи в регионах. Топ-10

Самые посещаемые литературные и мемориальные музеи. Топ-10

Самые посещаемые историко-краеведческие музеи в регионах. Топ-10

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+