The Art Newspaper Russia
Поиск

Если онлайн-рынок искусства не станет прозрачнее, ему грозит стагнация

По данным ежегодного отчета Hiscox, за 2017 год онлайн-рынок искусства вырос на 12%, до $4,22 млрд. Но, пока платформы борются за доверие и лояльность покупателей, рост замедляется

Как показал новый отчет об онлайн-торговле искусством, который опубликовал страховщик искусства Hiscox совместно с лондонской исследовательской фирмой ArtTactic, интернет-арт-рынку грозит стагнация и основной фактор, сдерживающий его рост, — это нехватка прозрачности и доверия. Даже на фоне стремительно растущей популярности Instagram как любимой социальной сети художественной среды и изучения возможностей искусственного интеллекта для привлечения покупателей общая картина печальна: рост рынка замедляется второй год подряд.

Рейтинг Hiscox 2018 года возглавил Christies Live, который обошел Artsy, Sothebys и Artnet (по результатам проведенного качественным методом опроса о сетевых привычках, в котором принял участие 831 покупатель искусства). Максимальный рост продаж показал далласский аукционный дом Heritage Auctions: с $348,5 млн в 2016 году до $438,3 млн в 2017-м.

В 2017 году онлайн-продажи искусства достигли объема в $4,2 млрд, то есть выросли на 12%. Это меньше, чем 15%-ный рост в 2016-м и 24%-ный в 2015 году. «С 2013 по 2015 год цифровой арт-рынок рос на 20–25% ежегодно, но в последние два года мы наблюдаем замедление, которое, вероятно, связано с трудностями, встающими перед индустрией в борьбе за расширение рынка и наращивание базы онлайн-клиентов», — говорится в отчете.

«В мире, где онлайн-потребители могут без труда сравнивать цены на большинство товаров, где все больше людей понимает, как формируется „цена“, рынку онлайн-торговли искусством приходится непросто… особенно когда дело доходит до повышения информированности и укрепления доверия со стороны онлайн-покупателей», — говорит основатель ArtTactic Андерс Петтерсон. «Я считаю, что, если этим проблемам не будет уделено должное внимание, застой на онлайн-рынке будет усиливаться, и в результате он может превратиться в клуб для посвященных, вместо того чтобы быть платформой, способствующей расширению арт-рынка и увеличению числа клиентов», — добавляет он.

Прозрачность принципиально важна для большинства покупателей: 73% участников опроса сказали, что им хотелось бы иметь доступ к информации о соотношении цен, и необходимость создать более качественные инструменты для этого очевидна. «Благодаря сочетанию технологий Big Data и искусственного интеллекта можно разработать более продвинутые методы определения стоимости объекта», — заключают авторы отчета.

Важно отметить, что мнения о том, как рынок онлайн-торговли искусством будет развиваться в ближайшие пять лет, разделились. Четыре респондента из десяти полагают, что рынок сузится до нескольких всемирных платформ; другие считают, что рынок может подорвать какой-нибудь внешний игрок вроде Amazon.

Впрочем, есть и позитивные моменты. Около 52% покупателей, приобретавших в минувшем году искусство в Сети, говорят, что собираются покупать еще в ближайшие 12 месяцев; 13% из 130 опрошенных дилеров и галерей ожидают, что в новом году онлайн-продажи вырастут на 30%.

Что касается социальных сетей, что целых 79% покупателей искусства моложе 35 лет для поиска новых художников используют Instagram. Заметно выросло число подписчиков у крупных художественных ярмарок вроде TEFAF (сейчас у гранд-дамы ярмарок более 39 тыс. подписчиков), но куда популярнее Instagram-аккаунт Дэмиена Херста (у художника 380 тыс. подписчиков). А вот Facebook теряет популярность: только 38% респондентов назвали его своей любимой социальной сетью против 49% в 2016 году.

В новом отчете также рассматривается влияние криптовалют, таких как биткоин. «В прошлом году все были одержимы технологией блокчейн, и многие заявляли, что она поможет рынку справиться со всеми его проблемами», — пишет Роберт Рид, заведующий в Hiscox отделом искусства и частных клиентов. При этом 19% опрошенных представителей онлайн-платформ ожидают, что эта сфера будет одной из самых конкурентных в следующем году. «В успешном будущем онлайн-торговли искусством не приходится сомневаться, хотя мы еще не знаем, какую она примет форму», — добавляет Рид.

Материалы по теме
Просмотры: 1261
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
7
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Выставка «Дэвид Боуи» проходит в Центре имени братьев Люмьер
В экспозиции представлены редкие кадры 1970-х годов, в том числе с 12-часовой фотосессии музыканта в Лос-Анджелесе и со съемок фильма «Человек, который упал на Землю».
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru