The Art Newspaper Russia
Поиск

Арт-рынок скоро достигнет порога в $1 млрд для одного произведения искусства

Так предсказывает в своем годовом отчете портал ArtPrice, основываясь на успешных показателях 2017 года. Первые крупные торги 2018 года поддерживают эти оптимистичные настроения

Портал ArtPrice, один из крупнейших в мире, занимающихся сбором аукционных цен и их анализом, опубликовал свой отчет по итогам 2017 года. Этот год был важным для самой компании, которая отметила 20 лет со дня основания. Понятно, что за два десятилетия рынок искусства изменился принципиальным образом. Аукционный оборот вырос с $2,7 млрд до $14,9 млрд, стоимость самого дорогого произведения искусства — с $71,5 млн до $450,3 млн. При этом количество художников, представленных на мировых торгах, увеличилось немногим более чем в два раза, как и количество проданных лотов. Число аукционных домов и аукционов выросло не более чем на треть. Все эти цифры говорят о том, что дорожает каждое конкретное произведение. И будет дорожать и дальше — «скоро», по предсказаниям ArtPrice, цена на отдельное произведение искусства может достигнуть $1 млрд.

Индекс Artprice Global Price Index в 2017 году (впрочем, как и в 2015 и 2016 годах) колебался около значения в 150 пунктов, что означает, что $100, вложенные в усредненное произведение искусства в январе 1998 года, принесли бы при перепродаже $150 (на пиках в 2008 и 2012 годах индекс составлял около 220). Тем не менее, по мнению экспертов портала, результаты 2017 года ознаменовали вступление арт-рынка в новую фазу: после двух подряд лет сокращения показателей (минус 10% в 2015 году и минус 23% в 2016 году) оборот всемирного художественного аукционного рынка увеличился на 20%.

Продажи искусства снова на подъеме, причем восстановились как западный, так и китайский рынки, и на обоих достигнуты рекордные цены. Два полюса рынка — Китай и США оказались в равновесии, с аукционным оборотом по $5 млрд. Однако работают эти рынки по-разному: в Китае из огромного количества предложенных лотов продано только 32%, в США же на аукционах в среднем продается не менее 75% (средний уход на западных торгах — 66%). В декабре 2017 года стоимость работы китайского художника впервые превысила $100 млн: цикл из 12 пейзажей Ци Байши (1864–1957) ушел на торгах пекинского Poly Auction за $140 млн (прежний рекорд в $66 млн принадлежал тому же мастеру). А в Нью-Йорке на Christie’s почти за полмиллиарда продан «Спаситель мира» Леонардо да Винчи (интересно, что одна эта продажа дала 3% глобального аукционного оборота). Эти две работы возглавляют топ крупнейших продаж прошлого года. Огромный скачок сделала Франция, прибавив 35% оборота (до $783,7 млн); в Париже проданы три произведения стоимостью дороже $10 млн (лидирует «Большая женщина II» Альберто Джакометти за $30 млн).

Британия в 2017 году не сделала новых рекордов, хотя аукционный оборот был внушительным ($2,5 млн). Однако уже февральские торги 2018 года исправили положение: на аукционах импрессионистов, модернистов и сюрреалистов и Christie’s и Sotheby’s получили рекордные результаты.

Sotheby’s собрал на них $216,6 млн, самым дорогим стал портрет Мари-Терез Вальтер, или «Женщина в берете и клетчатом платье», кисти Пабло Пикассо, проданный за $69,2 млн. Был установлен рекорд цены для работ итальянского футуриста Умберто Боччони: его «Голова + свет + среда» 1912 года ушла за $13,6 млн. Интересно, что вечерние, самые дорогие и статусные, торги вела женщина — аукционистка и глава международного отдела импрессионизма и модернизма Sotheby’s Хелена Ньюман.

Christie’s за аналогичный блок торгов смог получить еще больше, $250 млн, в числе прочих был установлен рекорд для работ русского авангардиста Антуана Певзнера, абстрактная скульптура которого «Два конуса в одной плоскости» продана за $1,1 млн. Очень успешно прошли все торги, посвященные работам на бумаге, которые добавили рекордов на рисунки, пастели и акварели мастеров ХХ века.

Так что оптимистичные прогнозы ArtPrice уже оправдываются. В целом тренды, на которые опираются аналитики портала, должны быть долговременными, например желание коллекционеров платить больше за современное искусство. Работы таких мастеров, как Питер Дойг (родившийся в 1959 году) и Джефф Кунс (1955), Кристофер Вул (1955) и Ричард Принс (1949), уже к середине их карьеры достигли уровня цен, немыслимых прежде при жизни художника. Все они перенесли испытание кризисом 2008 года и продолжают дорожать.

Еще один важный, а может быть и важнейший, фактор — появление на арт-рынке новых покупателей, частных музеев или их основателей и патронов. Самые высокие цены теперь определяются не капризами миллионеров, а стратегиями, призванными генерировать деньги из потоков посетителей музеев. И если институции требуется ключевой экспонат, она за ценой не постоит (как это и произошло со «Спасителем мира», купленным специально для Лувра — Абу-Даби). Именно поэтому аналитики ArtPrice уверены, что, если на рынке появится нечто подобное творению Леонардо, цена за него может достигнуть и миллиарда.

Материалы по теме
Просмотры: 4515
Популярные материалы
1
РОСИЗО — ГЦСИ лишился обещанного здания на Ходынке
Победивший в международном конкурсе проект ирландского бюро Heneghan Peng стоимостью 16 млрд руб. реализован в Москве не будет.
18 сентября 2018
2
Илон Маск отправит в космос восемь художников и японского коллекционера
Первым туристом, который отправится в путешествие вокруг Луны, станет японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Он уже сделал предоплату, забронировав десять мест на космическом корабле Big Falcon Rocket — для себя и команды пока неизвестных художников.
19 сентября 2018
3
Памяти Ивана Тучкова
Декан исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, завкафедрой всеобщей истории искусства скоропостижно скончался 22 сентября на 63-м году жизни. В память о нем еще раз публикуем интервью, в котором он рассказал о силе гуманитарного образования.
24 сентября 2018
4
Западные галеристы разбивают лагерь у стен Кремля
Европейские и американские галеристы и антиквары покажут работы старых мастеров, импрессионистов и звезд русского авангарда на новой ярмарке в двух шагах от Красной площади. Для некоторых этот визит в Москву уже не первый.
24 сентября 2018
5
В Пушкинском музее покажут «„Парижские вечера“ баронессы Эттинген»
Центральной темой выставки станет знаменитый салон — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве — художников, литераторов, критиков и музыкантов.
20 сентября 2018
6
Реконструкция Русского музея: деньги выделены — сотрудники против
В ближайшее время в Государственном Русском музее начнутся работы по реконструкции стоимостью около $20 млн. Однако сотрудники музея протестуют против самого проекта и связанного с ним переезда.
19 сентября 2018
7
В Музее русской иконы показывают шедевр XVI века из Псковского музея-заповедника
В Москву на выставку привезли уникальную икону «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот».
19 сентября 2018
8
В фонде IN ARTIBUS покажут итальянскую графику XVI–XVIII веков
Выставка «От bozzetto до capriccio» представит редкие наброски и этюды из собрания Инны Баженовой, в том числе эскиз Тьеполо, связанный с картиной «Время, открывающее Истину» из палаццо Кьерикати в Виченце.
21 сентября 2018
9
Лицом к Востоку: чем удивит viennacontemporary в этот раз
Ярмарка viennacontemporary (27–30 сентября) приготовила армянское искусство, новую кураторскую секцию и традиционно сильную подборку галерей из Восточной Европы. Есть среди них и российские.
21 сентября 2018
10
Ретроспектива Лотте Лазерштайн открылась во Франкфурте
Музей Штеделя, где представлено 50 произведений Лазерштайн лучшего ее периода 1920–1930-х годов, недавно приобрел большую часть наследия художницы.
19 сентября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru