The Art Newspaper Russia
Поиск

Музей AЗ атаковали Дон Кихоты

Герой Сервантеса, вдохновлявший художников разных эпох, в фокусе выставки в музее Анатолия Зверева

В фокусе выставки — образ Дона Кихота, который вдохновлял художников разных эпох. Дон Кихот Гюстава Доре — персонаж, скорее, комический. Впрочем, произведение Сервантеса и задумывалось как пародия на рыцарский роман, а Доре следовал тексту. Но уже Оноре Домье делает Дон Кихота фигурой трагической, трактуя образ идальго как благородного маргинала в эпоху, утратившую идеалы рыцарства. 

А вот Адольф Монтичелли, чья экспрессивная живопись столь вдохновляла Ван Гога, мятежный характер Дон Кихота передал в живописном месиве. 

Но если работы этих художников будут присутствовать на выставке виртуально, литографии Сальвадора Дали можно посмотреть в оригинале: 12 листов для выставки предоставил коллекционер Борис Фридман. 

Дали глубоко прочувствовал сюрреалистичную суть сюжета романа. Но, впрочем, он не был бы самим собой, если бы ограничился только иллюстрациями. Дали  стрелял по литографским камням из аркебуза XV века свинцовыми пулями, наполненными литографскими красками, — так началась далианская эра «пулизма». Дон Кихот у Дали таким образом сталкивался с параноидальными великанами, один из которых сидел в нем самом. И все-таки главный здесь рыцарь — Дон Кихот Анатолия Зверева, писавшего своего идальго с 1960-х на протяжении всей жизни. Двадцать пять произведений происходят из собрания Музея АЗ и частных коллекций. Рыцарь богемного образа, Зверев видел в Дон Кихоте свое альтер эго, хотя внешне больше напоминал Санчо Пансу. Вся жизнь Зверева, бесприютного гения, который вел борьбу со своими ветряными мельницами, была вызовом обывательской жизни. Образ зверевского Дон Кихота сводится порой до живописного пятна, в котором тем не менее нельзя не узнать знакомый персонаж: фигура рыцаря утопает в абстрактной массе, как будто полностью растворяясь в потоке событий — и лишь благодаря контуру становясь узнаваемой. Иногда жесткий силуэт сводится к знаку  — но перед нами Дон Кихот собственной персоной. За современную трактовку бессмертного образа на выставке отвечает Платон Инфанте, посвятивший рыцарю новую инсталляцию, которая займет целый этаж музея.  

Музей АЗ
Атака Дон Кихотов
23 ноября – 1 апреля 2018

Материалы по теме
Просмотры: 2839
Популярные материалы
1
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
2
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
3
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
4
Директор Галереи Боргезе Анна Колива восстановлена в должности после обвинений в прогулах
Министерство культуры Италии в апреле отстранило Коливу от должности из-за жалобы музейного охранника, который утверждал, что она постоянно посещала спортзал в рабочее время. Решение довести дело до суда вызвало возмущение общественности.
06 декабря 2018
5
Жизнь Пегги Гуггенхайм в искусстве
Экстравагантность «принчипессы» бросалась в глаза, но была не единственным достоинством.
07 декабря 2018
6
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
7
РОСИЗО провел мозговой штурм
Новое руководство разберется с имущественным комплексом, избавится от затратных строек и начнет проводить выставки в исторических парках «Россия — моя история».
07 декабря 2018
8
Апгрейд для старых мастеров
Рубеж 2018–2019 годов обещает стать важной вехой в долгой и драматичной истории Государственного художественного собрания Дрездена.
07 декабря 2018
9
Субодх Гупта: «Я даже имени Пикассо не знал, не говоря уже о Дюшане»
В интервью The Art Newspaper Russia художник рассказал, почему паблик-арт не должен вызывать споров и как найти вдохновение в самых обычных вещах.
06 декабря 2018
10
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru