The Art Newspaper Russia
Поиск

Британский эксперт усомнился в авторстве эрмитажного Леонардо

Мартин Кемп считает, что «Мадонна Литта» принадлежит кисти Больтраффио, ученика мастера. В Государственном Эрмитаже уверены в авторстве Леонардо да Винчи

Один из ведущих исследователей творчества Леонардо да Винчи Мартин Кемп заявил, что лондонская Национальная галерея не прислушалась к мнению своих кураторов и выставила на выставке-блокбастере 2011–2012 годов «Леонардо да Винчи. Художник при миланском дворе» предоставленную Государственным Эрмитажем «Мадонну Литта» как оригинал мастера, а не работу его ученика.

Как объясняет Кемп в интервью для приложения The Art Newspaper Weekly, посвященном его новой книге Living with Leonardo («Жизнь с Леонардо»), которая должна увидеть свет 1 мая в издательстве Thames & Hudson, почти все специалисты считают, что «Мадонна Литта» «основана на эскизе Леонардо... но фактическое исполнение — мастерская… это Больтраффио». Эрмитаж, однако, «хочет, чтобы это все-таки был Леонардо».

Кемп, почетный профессор Оксфордского университета, говорит, что в 2011 году «Мадонна Литта» понадобилась Национальной галерее для выставки, «и условия ее получения заключались в том, что описывать ее в каталоге будет Татьяна Кустодиева». Таким образом, Татьяна Кустодиева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, была единственным специалистом из всех музеев, предоставивших работы на выставку, кто поучаствовал в лондонском каталоге. Кустодиева описала «Мадонну Литта» как работу Леонардо, датированную 1491–1495 годом. По словам Мартина Кемпа, вместо того, чтобы серьезно отнестись к другим возможным атрибуциям, она заявила, что есть «неопровержимые доказательства» руки мастера. 

В предисловии к соответствующему разделу каталога куратор Национальной галереи Люк Сайсон (сейчас работает в Метрополитен-музее в Нью-Йорке) признал, что относительно «Мадонны Литта» есть разные мнения и многие искусствоведы считают ее «продуктом мастерской», вероятно, произведением кисти Джованни Больтраффио. Однако Сайсон избегал откровенно говорить о своем личном мнении.

Кемп заявил, что у него «вызывает беспокойство» то, что Национальная галерея своим именем подтверждает атрибуцию, которую, по-видимому, не поддерживают ее собственные кураторы. Он также заметил, что картина явно «озадачивала» посетителей, поскольку эскиз с драпировкой для «Мадонны Литта» был представлен на выставке как работа Больтраффио. Въедливые посетители могли бы спросить: «Почему Леонардо делает что-то, основанное на наброске своего ученика Больтраффио?»

Выставка Национальной галереи, в которую вошел и недавно проданный за рекордную цену «Спаситель мира», рассматривалась как важная для установления корпуса произведений Леонардо миланского периода. Она стала одной из самых популярных в истории музея, ее посетило 324 тыс. человек.

Национальная галерея и Люк Сайсон отказались комментировать заявления Кемпа.

Вместе с тем Татьяна Кустодиева сообщила The Art Newspaper Russia, что знакома с мнением Кемпа, но не согласна с ним. 

«Эрмитаж проводил достаточно экспертиз, достаточно исследований, и мы никому ничего дополнительно доказывать не собираемся. У нас опубликованы специальные издания, посвященные этим исследованиям, и меня, как и Эрмитаж в целом, не интересует мнение лондонского специалиста. Если он уверен в своей атрибуции, пусть докажет», — сказала она. 

В официальной информации о картине на сайте Государственного Эрмитажа сообщается, что авторство «Мадонны с младенцем» («Мадонны Литта») принадлежит Леонардо да Винчи, она была написана в Италии в середине 1490-х годов. 

«Картина исполнена, очевидно, в Милане, куда художник переехал в 1482 г. Она относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве — утверждение стиля Высокого Возрождения. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Композиция картины лаконична и уравновешенна. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. В проемах симметричных окон открывается бескрайний горный пейзаж, напоминая о гармонии и грандиозности мироздания. Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано ее второе название. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре».

Материалы по теме
Просмотры: 21874
Популярные материалы
1
Археологи нашли под Вероной древнеримскую виллу, которую искали несколько десятилетий
Главным открытием стал прекрасно сохранившийся мозаичный пол виллы, построенной в III веке н.э. и скрытой под виноградником.
28 мая 2020
2
Каких средств и усилий стоит продлить выставку
Музеи России планируют скоро открыться после карантина, и многие с теми же выставками, с которыми закрылись. Кураторы рассказали нам о проблемах продления проектов, человеческом факторе и вопросах финансов.
02 июня 2020
3
Как Метрополитен-музей в пандемию увеличил число подписчиков в соцсетях на 200 тыс.
Мы поговорили с SMM-менеджером музея Клэр Ланье о стратегиях цифрового продвижения в эпоху COVID-19.
28 мая 2020
4
Пять садов современных русских художников
Художники, которые создали произведения из деревьев, цветов и прудов: на Плещеевом озере, в Подмосковье и на картофельном поле в Калужской области, во Франции и США.
29 мая 2020
5
Трудное детство
В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники.
01 июня 2020
6
Христо умер, не увидев своей последней работы
Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам».
01 июня 2020
7
Поколение X: коллекционеры-«миллениалы» открывают в Пекине частный музей
X Museum Майкла Сюйфухуана и Терезы Цэ наконец-то заработает в столице Китая в этот уик-энд.
29 мая 2020
8
Лувр — Абу-Даби заговорил нечеловеческим голосом, но по-русски
Российский диджей Нина Кравиц озвучила робота-экскурсовода в новом проекте Лувра — Абу-Даби «Мы не одиноки». Научно-фантастический видеофильм о будущем с участием мировых знаменитостей можно увидеть на сайте музея.
01 июня 2020
9
Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля.
03 июня 2020
10
«Подсолнухи» ван Гога из-за карантина не вернутся в Лондон почти год
Лондонцам придется ждать возвращения 60 шедевров Национальной галереи еще дольше, чем планировалось.
02 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru