18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры Рембрандта, Вермеера и Леонардо в Москве

№61
Материал из газеты

В Пушкинском музее покажут одну из лучших в мире частных коллекций

Создатель Лейденской коллекции американский предприниматель Томас Каплан собирать искусство начал относительно недавно: первую картину, «Портрет Дирка ван Берестейна» (около 1652) Герарда Дау, он купил в начале 2000-х. Впрочем, это не помешало ему чуть больше чем за десять лет стать обладателем одного из крупнейших в мире собраний нидерландской живописи XVII века и самого большого частного собрания Рембрандта. С 2005 года Каплан приобрел 11 работ художника, а всего в частных руках находится около 35 картин великого голландца. В интервью коллекционер охотно рассказывает, что Рембрандта обожает с детства и девятилетним мальчиком даже попросил родителей поехать в Амстердам, потому что там жил художник. При этом, несмотря на имеющиеся возможности (бизнесмен сделал состояние на инвестициях в добычу полезных ископаемых), идею собирательства он долгое время отвергал, уверенный в том, что любимое им искусство давно находится в музейных собраниях. Каплан, по его словам, даже не мог предположить, что эти работы есть на рынке.

Своей страстью к золотому веку голландского искусства коллекционер предпочитает делиться. С самого рождения Лейденской коллекции, названной им так в честь родного города Рембрандта, Томас Каплан с супругой Дафной Реканати-Каплан решили, что будут анонимно предоставлять произведения для показа в музеях. В прошлом году вещи из их коллекции впервые показали вместе на выставке в Лувре, после чего они отправились в Пекин и Шанхай, а этой весной их можно будет увидеть в Москве. По словам куратора выставки с российской стороны, заведующего отделом искусства старых мастеров ГМИИ Вадима Садкова, московская выставка будет больше по составу: сюда приедут 80 картин и 2 рисунка. Среди них — три полотна из ранней серии Рембрандта «Аллегории пяти чувств» (1624–1625), одно из которых, «Аллегория обоняния», было обнаружено недавно, в 2015 году. Будет на выставке и более зрелое произведение Рембрандта, самое дорогое в коллекции, — «Минерва» (1635). Покажут также работы Яна Ливенса, в свое время делившего с Рембрандтом мастерскую в Лейдене. Среди прочего зрители увидят его «Автопортрет» (1629–1630) и «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» (около 1631) — изображение принца Руперта Пфальцского, одного из изобретателей техники меццо-тинто. Будут картины лучших учеников Рембрандта, в том числе основателя живописи на миниатюрных дощечках Герарда Дау, который, в свою очередь, обучал Франса ван Мириса и Габриеля Метсю — их работы тоже приедут в Пушкинский музей. 

Одной только лейденской школой дело не ограничится: среди заявленных полотен — портрет протестантского проповедника Самюэля Ампзинга (1630) кисти Франса Халса и даже одна вещь Яна Вермеера — «Девушка за клавесином» (около 1670–1672). И совсем неожиданным на выставке будет небольшой рисунок Леонардо да Винчи «Этюд головы медведя», который, возможно, стал прообразом зверька на знаменитой картине мастера «Дама с горностаем» (1489–1490). 

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции
28 марта – 22 июля

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+