The Art Newspaper Russia
Поиск

Рембрандта, Вермеера и Леонардо да Винчи покажут в Пушкинском музее

Сокуратор выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в ГМИИ Вадим Садков рассказал, какие экспонаты из собрания миллиардера из США отобрали для показа в Москве и как совместили голландскую живопись с Леонардо да Винчи

В конце марта в Государственном музее изобразительных искусств  им. А.С.Пушкина представят крупнейшее в мире частное собрание голландской живописи XVII века — коллекцию предпринимателя Томаса Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан, которая путешествует по главным мировым музеям. Вслед за Национальным музеем Китая и Лувром ее покажут в России, в ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственном Эрмитаже, а затем турне продолжится в Абу-Даби.


Почему Пушкинский музей покажет именно Лейденскую коллекцию?

Лейденская коллекция отличается от многих частных собраний, в которых есть некий джентльменский набор имен в зависимости от коллекционерской фортуны и финансовых возможностей собирателя. Томас Каплан и его жена Дафна Реканати-Каплан собирают искусство вдумчиво, по-музейному: не просто голландское искусство XVII века, а Рембрандта и живописцев из города Лейдена, где родился художник. В коллекции есть примеры и других периодов и школ, но главным остается именно круг художников, так или иначе связанных с молодым Рембрандтом, в том числе его амстердамский учитель Питер Ластман и утрехтские караваджисты. Томас Каплан сумел собрать практически все произведения Рембрандта, которые продавались примерно после 2004 года, — а работы великого голландца не так уж часто появляются на рынке. Большое внимание в коллекции уделено современнику и другу Рембрандта Яну Ливенсу, в частности его раннему лейденскому периоду, когда художники делили мастерскую и работали бок о бок — их взаимовлияние очень интересует коллекционера. Есть в коллекции и жемчужины, не имеющие прямого отношения ни к Рембрандту, ни к Лейденской школе. Например, два портрета харлемского художника Франса Халса и редчайшая для частных собраний картина Яна Вермеера Делфтского — их мы тоже покажем на выставке.

Сколько всего произведений будет на выставке и какие из них самые примечательные?

Выставка включает 80 картин и 2 рисунка. Графика не главный предмет коллекционерского интереса четы Капланов, но кое-что они тоже приобретают. Например, рисунок Рембрандта «Лежащий лев» конца 1630-х — начала 1640-х годов, одна из зарисовок с натуры в зверинце. Эту работу купили не только из большой любви к Рембрандту. Томас Каплан — учредитель благотворительной организации Panthera, защищающей больших диких кошек, так что здесь сошлись разные сферы его интересов. На выставке будет и еще один рисунок — крошечный «Этюд головы медведя» (1490) Леонардо да Винчи, художника совсем другой эпохи и страны. Этот набросок он потом использовал для создания удлиненной мордочки зверька в картине «Дама с горностаем» (1489–1490). Обе работы приедут из Нью-Йорка, и у нас будет специальная витрина: два гения рисуют животных. 

Но важнее всего, конечно, живопись. На выставке будут три ранние картины Рембрандта, созданные им в возрасте около 18 лет. Эти маленькие дощечки из серии «Пять чувств» — по-своему сенсационная находка ученых, сделанная на протяжении последнего десятилетия. Одно из произведений серии находится в Лейдене, в музее «Де Лакенхал», остальные три сумел купить Каплан. Сначала он приобрел подряд «Извлечение камня глупости» («Аллегория осязания») и «Трех музыкантов» («Аллегория слуха»), а третья покупка — «Пациента, упавшего в обморок» («Аллегория обоняния») — стала сенсацией. На одном маленьком аукционе — даже не в Нью-Йорке, а в Нью-Джерси — за $800 была выставлена картина, атрибутированная неизвестному художнику континентальной школы XIX века. Антиквары, знающие в этом деле толк, поняли, чья это работа, поскольку уже были известны три картины. За нее бились, и в итоге она была продана за $870 тыс., превысив эстимейт больше чем в тысячу раз, а Томас Каплан стал ее следующим владельцем. Живопись скрывалась под слоем потемневшего лака, ее отреставрировали, и нашлась монограмма. Так что теперь это загадка и стимул для поиска у кого-нибудь под кроватью последней картины из серии.

Будут на выставке и автопортрет Яна Ливенса (1629–1630), и его же очень изысканная работа «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» (около 1631). Важно упомянуть ученика Рембрандта Карела Фабрициуса, прожившего, к сожалению, не очень долгую жизнь: он трагически погиб при взрыве порохового склада в Делфте. Сохранилось всего 16 его картин достоверной подлинности. Одна из них приедет в Москву. Это «Агарь и ангел» (1645), которая происходит из коллекции Шенборнов — владельцы расстались с ней при условии, что за нее будет заплачено как за Рембрандта.

Сложно ли было получить произведения Лейденской коллекции на выставку?

Получить работы было несложно, поскольку директор нашего музея Марина Девовна Лошак смогла договориться с коллекционером еще в прошлом году, когда открылась выставка в Лувре. Сам Томас Каплан позиционирует свою коллекцию как открытую. В статье о своем собрании «Портрет маслом» он подробно описывает отношения с дилерами, экспертами и другими деятелями арт-мира. Он рассказывает, что с самого начала и до того, как его коллекция поехала в турне, многие из этих картин висели у него в офисе в Нью-Йорке, где он принимал важных партнеров. Так вот, Каплан решил, что эти полотна должны быть доступны, и очень многие передал на время в постоянные экспозиции американских и европейских музеев, поэтому в нынешней выставке они не участвуют. В частности, на выставке в Лувре была картина Фердинанда Бола, она находилась в музее уже несколько лет в постоянной экспозиции. Томас Каплан приобрел ее в начале 2010-х на аукционе во Франции и потом узнал, что на нее претендовал Лувр. Коллекционер предоставил картину музею сперва на время, а потом и вовсе подарил — после выставки она там и осталась. Приняв решение, что картины не вернутся в офис, Каплан сделал копии рам, которые сейчас висят на месте произведений. В рамы проецируются репродукции, а возможность смотреть на оригиналы теперь принадлежит широкому зрителю.

Материалы по теме
Просмотры: 18673
Популярные материалы
1
Третьяковская галерея сняла спорную картину с выставки Поленова
Музей пригласил специалистов из Национального музея Чеченской Республики для изучения вопроса.
18 октября 2019
2
Картина, пропавшая из чеченского музея, могла попасть на выставку Поленова в Третьяковку
«Портрет Егише Татевосяна» из частной коллекции, возможно, является картиной, числящейся в розыске.
17 октября 2019
3
В церкви Благовещения в Санкт-Петербурге обнаружены ранее неизвестные росписи
Выполненные маслом по штукатурке в первой трети XIX века, росписи открыты в ходе реставрационных работ в нижнем храме церкви Благовещения на Васильевском острове. По мнению специалистов, подобной живописи нет ни в одном из храмов Петербурга.
17 октября 2019
4
Падение на рынке искусства и способы его исправить
На ежегодной конференции Deloitte в Монако представили годовое исследование «Искусство и капитал» и подтвердили потенциал блокчейна.
16 октября 2019
5
Как библиотекарю собрать коллекцию?
Сегодняшним коллекционерам скромного достатка остается только мечтать об условиях, в которых собирала свою коллекцию чета Фогелей.
15 октября 2019
6
Кандинский и искусственный интеллект: выставки российского искусства открылись в Саудовской Аравии
Они проходят в Культурном центре имени короля Фахда в рамках программы «Культура России в Эр-Рияде»
15 октября 2019
7
В Вене Караваджо и Бернини вступают в диалог
На выставке в Музее истории искусств представлено 70 произведений живописи и скульптуры, включая неизвестные публике бронзовые головы работы Бернини, когда-то украшавшие его карету.
15 октября 2019
8
Музей современного искусства Парижа изменил название и стал доступнее
После реконструкции здание музея в стиле ар-деко вернулось к первоначальному виду и наконец стало доступным для посетителей с ограниченными возможностями.
18 октября 2019
9
Глубины Кремля откроются его посетителям в 2020 году
Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов рассказал о новом археологическом музее на заповедной территории.
16 октября 2019
10
Роман Должанский: «Начался интересный процесс — вхождение театра в современное искусство»
Арт-директор XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» рассказал, почему арт-публике будут интересны не только выставки, но и спектакли программы.
16 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru