The Art Newspaper Russia
Поиск

Дмитрий Рыболовлев продает работы из коллекции себе в убыток

Миллиардер Дмитрий Рыболовлев продает на аукционах работы из своей скандально известной коллекции. Пока что ему удается выручить за произведения куда меньше, чем он заплатил за них

На данный момент Дмитрий Рыболовлев уже продал три работы на аукционах и через частные сделки, потеряв на этом около $100 млн. Так, скульптура «Вечная весна» Огюста Родена ушла на нью-йоркских торгах Sotheby’s в мае 2016 года за $20,4 млн, установив аукционный рекорд цены на произведение этого мастера, однако это все равно вдвое меньше $48,1 млн, заплаченных за нее ранее Рыболовлевым. В ноябре 2015 года он частным образом продал картину «Водяные змеи II» Густава Климта за внушительные $170 млн и тем не менее оказался в минусе, так как купил ее за $183,8 млн. По данным агентства Bloomberg.com, также на счета трастов Рыболовлева на Британских Виргинских островах поступило менее $50 млн за картину «Отахи» Поля Гогена, приобретенную коллекционером за $120 млн.

Еще как минимум пять работ выставлены на торги Christie’s в Лондоне в период с 28 февраля по 7 марта, и все эстимейты аукционного дома значительно ниже того, что Рыболовлев когда-то заплатил за эти произведения. Например, специалисты Christie’s оценили картину «Флейтист и обнаженная» Пабло Пикассо в $8,1–10,6 млн, хотя она была приобретена за $35 млн. Другую скульптуру Огюста Родена, «Купальщик (большая модель)», выставили на аукцион с предварительной оценкой $4,9–7,5 млн, притом что приобретена она была за $10,4 млн. «Дом» Поля Гогена оценили в $15–22,4 млн при цене покупки $85 млн, а композицию «№ 1» Марка Ротко — в $10–15 млн против заплаченных за нее $36 млн. Также 28 февраля можно будет приобрести одну из версий картины Рене Магритта «Область Арнхейм» 1938 года (эстимейт $8,1–10,6 млн) из коллекции Дмитрия Рыболовлева, купившего работу за $43,5 млн.

Бывший владелец Уралкалия, а теперь миллиардер и налоговый резидент Монако уже два года судится со своим арт-консультантом Ивом Бувье. Коллекционер обвиняет швейцарского дилера и владельца сети фрипортов в мошенничестве. По версии Рыболовлева он переплатил в общей сложности около $1 млрд за свое собрание, которое включает ню Амедео Модильяни и «Кувшинки» Клода Моне, а также работы Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо и Поля Гогена.

Известно, что за десять с лишним лет, с 2003 по 2014 год, Бувье приобрел для Рыболовлева 38 работ на общую сумму $2 млрд. Миллиардер сейчас пытается доказать в суде, что заплатил за них вдвое больше их реальной цены. В данный момент Ив Бувье проходит обвиняемым по двум уголовным делам — в Монако и в Париже — и выступает ответчиком по гражданскому иску в Сингапуре. В материалах судебных дел фигурируют договоры купли-продажи произведений искусства, которые предоставлял Рыболовлеву его арт-консультант. Разбирательство стало весьма резонансным и получило огласку в прессе, где, в частности, приводятся суммы сделок из договоров, что позволяет сравнить цены, по которым Рыболовлев покупал произведения через Бувье, и нынешние аукционные эстимейты.

В контрактах на покупку работ, предоставленных Рыболовлевым, в качестве продавца указана гонконгская компания Бувье MEI-Invest, а комиссия составляет 2%. По мнению Рыболовлева, платежи, общая сумма которых составляет $40 млн, являются оплатой агентской деятельности Бувье, и, таким образом, последний не мог претендовать на дополнительную прибыль сверх этой суммы. Бувье же утверждает, что в данной ситуации он действовал как дилер, «который может свободно устанавливать размеры своей прибыли».

Швейцарский дилер выдвигает встречные обвинения Рыболовлеву, указывая на то, что потерял сотни миллионов долларов за те два года, что продолжается тяжба. Так он оценивает потенциальную, но не полученную прибыль от своей профессиональной деятельности, которую был вынужден прекратить. Он больше не может приобретать и продавать искусство, так как его клиенты напуганы и не доверяют ему из-за обвинений Рыболовлева.

Сейчас Дмитрий Рыболовлев, как сообщает Bloomberg.com, спешно продает произведения на крупных международных торгах, получая порой половину суммы, потраченной на их приобретение. По мнению Аннабель Гоберти, партнера-учредителя лондонской юридической фирмы Crefovi, столь торопливая распродажа коллекции оправданна с точки зрения судебной процедуры. Пока Рыболовлев не продаст работы и не выручит за них конкретные суммы, он не сможет доказать в суде, что понес финансовые потери из-за действий Ива Бувье.

Впрочем, нужно учитывать, что период, когда формировалась коллекция Рыболовлева, — это как раз время арт-бума и рекордных цен на рынке искусства, а в последние два года ситуация на нем весьма нестабильна и эксперты говорят о падении продаж и глобальном снижении цен. В этой ситуации трудно доказать, действительно ли Рыболовлев переплатил за произведения в результате мошеннических действий Бувье или же речь идет о рискованных инвестициях в искусство, которые на данном этапе себя не оправдали.

Высказываются различные версии относительно того, зачем Дмитрий Рыболовлев распродает коллекцию именно теперь. В частности, вспоминают о том, что миллиардеру необходимо расплатиться с бывшей женой согласно мировому соглашению между ними об условиях развода и раздела имущества. Вполне возможно и то, что после скандала и судебной тяжбы с Бувье Рыболовлев просто охладел к коллекционированию и хочет избавиться от собрания. Пока ясно одно: делает он это себе в убыток.

Материалы по теме
Просмотры: 9051
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Марина Лошак: «Я себя чувствую больше художником, чем менеджером»
Пять лет назад Марина Лошак пришла в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сегодня в интервью TANR она рассказала о трансформации музея, новой коллекции, рецепте успешной выставки и о том, почему не стоит засиживаться в кресле директора.
22 июня 2018
4
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
5
На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда
Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера.
22 июня 2018
6
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
7
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
8
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
9
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
10
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru