The Art Newspaper Russia
Поиск

Дмитрий Рыболовлев продает работы из коллекции себе в убыток

Миллиардер Дмитрий Рыболовлев продает на аукционах работы из своей скандально известной коллекции. Пока что ему удается выручить за произведения куда меньше, чем он заплатил за них

На данный момент Дмитрий Рыболовлев уже продал три работы на аукционах и через частные сделки, потеряв на этом около $100 млн. Так, скульптура «Вечная весна» Огюста Родена ушла на нью-йоркских торгах Sotheby’s в мае 2016 года за $20,4 млн, установив аукционный рекорд цены на произведение этого мастера, однако это все равно вдвое меньше $48,1 млн, заплаченных за нее ранее Рыболовлевым. В ноябре 2015 года он частным образом продал картину «Водяные змеи II» Густава Климта за внушительные $170 млн и тем не менее оказался в минусе, так как купил ее за $183,8 млн. По данным агентства Bloomberg.com, также на счета трастов Рыболовлева на Британских Виргинских островах поступило менее $50 млн за картину «Отахи» Поля Гогена, приобретенную коллекционером за $120 млн.

Еще как минимум пять работ выставлены на торги Christie’s в Лондоне в период с 28 февраля по 7 марта, и все эстимейты аукционного дома значительно ниже того, что Рыболовлев когда-то заплатил за эти произведения. Например, специалисты Christie’s оценили картину «Флейтист и обнаженная» Пабло Пикассо в $8,1–10,6 млн, хотя она была приобретена за $35 млн. Другую скульптуру Огюста Родена, «Купальщик (большая модель)», выставили на аукцион с предварительной оценкой $4,9–7,5 млн, притом что приобретена она была за $10,4 млн. «Дом» Поля Гогена оценили в $15–22,4 млн при цене покупки $85 млн, а композицию «№ 1» Марка Ротко — в $10–15 млн против заплаченных за нее $36 млн. Также 28 февраля можно будет приобрести одну из версий картины Рене Магритта «Область Арнхейм» 1938 года (эстимейт $8,1–10,6 млн) из коллекции Дмитрия Рыболовлева, купившего работу за $43,5 млн.

Бывший владелец Уралкалия, а теперь миллиардер и налоговый резидент Монако уже два года судится со своим арт-консультантом Ивом Бувье. Коллекционер обвиняет швейцарского дилера и владельца сети фрипортов в мошенничестве. По версии Рыболовлева он переплатил в общей сложности около $1 млрд за свое собрание, которое включает ню Амедео Модильяни и «Кувшинки» Клода Моне, а также работы Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо и Поля Гогена.

Известно, что за десять с лишним лет, с 2003 по 2014 год, Бувье приобрел для Рыболовлева 38 работ на общую сумму $2 млрд. Миллиардер сейчас пытается доказать в суде, что заплатил за них вдвое больше их реальной цены. В данный момент Ив Бувье проходит обвиняемым по двум уголовным делам — в Монако и в Париже — и выступает ответчиком по гражданскому иску в Сингапуре. В материалах судебных дел фигурируют договоры купли-продажи произведений искусства, которые предоставлял Рыболовлеву его арт-консультант. Разбирательство стало весьма резонансным и получило огласку в прессе, где, в частности, приводятся суммы сделок из договоров, что позволяет сравнить цены, по которым Рыболовлев покупал произведения через Бувье, и нынешние аукционные эстимейты.

В контрактах на покупку работ, предоставленных Рыболовлевым, в качестве продавца указана гонконгская компания Бувье MEI-Invest, а комиссия составляет 2%. По мнению Рыболовлева, платежи, общая сумма которых составляет $40 млн, являются оплатой агентской деятельности Бувье, и, таким образом, последний не мог претендовать на дополнительную прибыль сверх этой суммы. Бувье же утверждает, что в данной ситуации он действовал как дилер, «который может свободно устанавливать размеры своей прибыли».

Швейцарский дилер выдвигает встречные обвинения Рыболовлеву, указывая на то, что потерял сотни миллионов долларов за те два года, что продолжается тяжба. Так он оценивает потенциальную, но не полученную прибыль от своей профессиональной деятельности, которую был вынужден прекратить. Он больше не может приобретать и продавать искусство, так как его клиенты напуганы и не доверяют ему из-за обвинений Рыболовлева.

Сейчас Дмитрий Рыболовлев, как сообщает Bloomberg.com, спешно продает произведения на крупных международных торгах, получая порой половину суммы, потраченной на их приобретение. По мнению Аннабель Гоберти, партнера-учредителя лондонской юридической фирмы Crefovi, столь торопливая распродажа коллекции оправданна с точки зрения судебной процедуры. Пока Рыболовлев не продаст работы и не выручит за них конкретные суммы, он не сможет доказать в суде, что понес финансовые потери из-за действий Ива Бувье.

Впрочем, нужно учитывать, что период, когда формировалась коллекция Рыболовлева, — это как раз время арт-бума и рекордных цен на рынке искусства, а в последние два года ситуация на нем весьма нестабильна и эксперты говорят о падении продаж и глобальном снижении цен. В этой ситуации трудно доказать, действительно ли Рыболовлев переплатил за произведения в результате мошеннических действий Бувье или же речь идет о рискованных инвестициях в искусство, которые на данном этапе себя не оправдали.

Высказываются различные версии относительно того, зачем Дмитрий Рыболовлев распродает коллекцию именно теперь. В частности, вспоминают о том, что миллиардеру необходимо расплатиться с бывшей женой согласно мировому соглашению между ними об условиях развода и раздела имущества. Вполне возможно и то, что после скандала и судебной тяжбы с Бувье Рыболовлев просто охладел к коллекционированию и хочет избавиться от собрания. Пока ясно одно: делает он это себе в убыток.

Материалы по теме
Просмотры: 10436
Популярные материалы
1
Выставки коллекций Щукина и Морозова в ГМИИ и Эрмитаже будут уникальными
На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий.
21 марта 2019
2
Социалистический сюрреализм Комара и Меламида
Первая большая ретроспектива легендарных авторов соц-арта открылась в Московском музее современного искусства.
21 марта 2019
3
Елизавета Лихачева: «Музей — идеальное место для дискуссий»
Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева был создан 55 лет назад, а 85 лет назад учрежден музей Академии архитектуры СССР, вошедший в его состав. Директор институции рассказала, почему не было юбилейных торжеств и о проблемах музея.
22 марта 2019
4
Арт-уик-энд
Золотой век датского искусства в Музее архитектуры, «Царицыно» обращается к истории и вспоминает о своем собрании керамики, а также живопись глухонемого художника пушкинской эпохи в Историческом и Музее Пушкина на Пречистенке
22 марта 2019
5
Пять российских музеев вошли в топ-100 самых посещаемых музеев мира
Государственный Эрмитаж традиционно попал в топ-10, далее в рейтинге расположились Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, а также музей «Гараж».
26 марта 2019
6
Сергей Бурмистров: «Интересно, сколько предложит покупатель без подсказок со стороны аукциона»
Глава аукционного дома «Литфонд», известного продажами работ Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и паспорта Виктора Цоя, рассказал нам, почему он решил выставить на торги произведения художников, чьи имена незнакомы коллекционерам и публике.
20 марта 2019
7
Японские финансисты учредили крупнейшую премию для художников в $1 млн
В жюри Nomura Art Award вошли директора крупнейших мировых музеев и кураторы, в том числе глава Метрополитен Макс Холляйн и Юко Хасегава.
22 марта 2019
8
Искусство и утопия Страны Советов уехали в Париж
Выставка «Красный» открылась в Гран-пале.
20 марта 2019
9
Археологический музей Геркуланума наконец открыт
По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика.
20 марта 2019
10
Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других.
20 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru