The Art Newspaper Russia
Поиск

«Панамское досье» раскрывает тайны мира искусства

Из попавших в руки журналистов документов стало известно, кому на самом деле принадлежит «незаконно приобретенное» полотно Амедео Модильяни, как британский миллиардер обеспечивал гарантию аукциона, а также об офшорных сделках коллекционеров искусства.

Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) по оказавшимся у него в результате утечки документам панамской компании Mossack Fonseca выяснил, что картина Амедео Модильяни «Сидящий мужчина с тростью» (1918) принадлежит семье арт-дилеров Нахмад, отрицавшей этот факт. О праве собственности на полотно заявляет правнук Оскара Штеттинера, еврейского галериста, коллекцию которого изъяли нацисты.

Как сообщает ICIJ, Нахмады приобрели работу в 1996 году на июньских лондонских торгах Christie’s за £2 млн. В ноябре 2008 года они попытались продать ее с эстимейтом в $18–25 млн на нью-йоркском аукционе Sotheby’s, однако предложений на картину не поступило.

В 2011 году правнук Оскара Штеттинера Филипп Местраччи подал в Федеральный суд США иск против Нахмадов с требованием вернуть работу Модильяни, однако отозвал его после того, как семья арт-дилеров заявила о том, что картина принадлежит не им, а компании International Art Center.

Согласно судебным документам, тремя годами позднее, в феврале 2014 года, управляющий активами Штеттинера вновь подал в суд на Нахмадов, утверждая, что International Art Center — это панамская компания-пустышка, «являющаяся альтер эго Дэвида Нахмада и других членов семьи Нахмад». «На заседании Федерального суда Нью-Йорка Нахмады настаивали на том, что семья не владеет картинами Модильяни», пишет ICIJ.

Опубликованные документы Mossack Fonseca, впрочем, свидетельствуют о том, что «семья Нахмад контролировала панамскую International Art Center на протяжении более двух десятков лет, а глава семьи Дэвид Нахмад является единственным владельцем компании с 2014 года», сообщает ICIJ. Mossack Fonseca, согласно документам, учредила International Art Center для Нахмадов в 1995 году.

Когда ICIJ связался с юристом Дэвида Нахмада Ричардом Голубом, предоставив ему документы, подтверждающие, что Нахмады владеют International Art Center (IAC), он заявил: «Не важно, кто владеет IAC. Важно, в чем заключается предмет настоящего судебного спора и удастся ли истцу доказать что-либо».

Аукцион семьи Ганц

Благодаря ICIJ также стала известна новая информация об аукционе искусства модернизма, устроенном Christie’s в Нью-Йорке в ноябре 1997 года. На нем были представлены работы из собрания Виктора и Салли Ганц, в том числе полотна Пабло Пикассо, Джаспера Джонса, Роберта Раушенберга и многих других. Как пишет ICIJ, аукцион, собравший рекордные $206,5 млн, «стал вехой на пути превращения произведений искусства в товар мирового значения».

Документы Mossack Fonseca доказывают, что многие ключевые работы из коллекции Ганцев были проданы за полгода до аукциона Christie’s компании под названием Simsbury International Corp, зарегистрированной на тихоокеанском острове Ниуэ и находившейся под управлением Mossack Fonseca. Согласно информации ICIJ, Simsbury приобрела картины за $168 млн у компании Spink & Son —лондонского аукционного дома, которым тогда владел Christie’s.

Simsbury контролировал британский миллиардер Джозеф Льюис, который на тот момент был самым богатым человеком Англии и одним из крупнейших акционеров Christie’s. По условиям этой сделки принадлежавшие Simsbury работы должны были быть выставлены на продажу на Christie’s как часть коллекции Ганцев; если бы они собрали больше, чем за них заплатила Simsbury, то Льюис и Spink & Son поделили бы разницу, пишет ICIJ.

Семья Ганцев и Льюис отказались дать ICIJ какие-либо комментарии в связи с этой информацией.

Агенты в мире искусства

Также ICIJ подробно пишет об офшорных сделках крупнейших коллекционеров искусства. В архивах Mossack Fonseca упоминается столько произведений искусства, «что их хватило бы на небольшой музей».

Чэнь Дуншен — основатель и председатель China Guardian, крупнейшего в мире аукционного дома после Sotheby’s и Christie’s, а также муж внучки Мао Цзэдуна — оказался одним из многих китайских политиков и бизнесменов, которые перевели свои активы в офшоры. Он единственный собственник и директор компании Keen Best International Limited, которую Mossack Fonseca зарегистрировала на Британских Виргинских островах в 2011 году.

Материалы по теме
Просмотры: 7990
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
6
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
7
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
8
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
9
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
10
Александр Меламид: «Самое важное для меня, что я научил рисовать слонов»
Художник Александр Меламид, участник знаменитого дуэта Комар — Меламид, изобретшего целый ироничный стиль в русском искусстве — соц-арт, поговорил с нами о гениальности, актуальности, парадоксах и выставке в Московском музее современного искусства.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru