The Art Newspaper Russia
Поиск

Рыболовлев против Бувье?

В Монако в феврале был арестован швейцарский предприниматель Ив Бувье, его обвиняют в махинациях с ценами на произведения искусства. Позже арт-дилер был отпущен на свободу, но его активы в Сингапуре, где он проживает постоянно, в марте были арестованы

Эта картина Модильяни стала причиной конфликта

Эта картина Модильяни стала причиной конфликта

Ив Бувье был задержан на 72 часа 25 февраля в Монако, куда он приехал для заключения сделки по продаже картины. Швейцарцу предъявили обвинения в махинациях с ценами на произведения искусства. Потерпевшая сторона в деле — российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев, который приобретал у Бувье работы Пабло Пикассо, Поля Гогена, Эдгара Дега и Леонардо да Винчи. Позднее Бувье был отпущен на свободу, но в марте суд Сингапура, где предприниматель в последнее время живет постоянно, постановил заморозить активы швейцарского бизнесмена, включая принадлежащие ему доли в компаниях, стоимостью от $500 млн. Кроме того, суд потребовал сдать на хранение картину Марка Ротко, которую Бувье собирался продать Рыболовлеву.

Ив Бувье — владелец женевской компании Natural Le Coultre, специализирующейся на услугах транспортировки и хранения произведений искусства. Ему принадлежат фрипорты в Женеве, Цюрихе, Сингапуре — и совсем свеженький, с помпой открытый прошлой осенью, в Люксембурге. Другая компания Бувье, Art Culture Studio, занималась организацией первых пяти Международных салонов изящных искусств в Москве, с 2004 по 2008 год.

В интервью швейцарской газете Le Temps арт-дилер рассказал, что блестящее собрание Дмитрия Рыболовлева появилось благодаря его участию. Бувье предположил, что обвинения были сфабрикованы, чтобы запугать его и заставить отказаться от денег за картину Ротко. В ответ на обвинения в том, что Бувье продал Рыболовлеву картину Модильяни Обнаженная на голубой подушке за $118 млн, хотя ее владелец получил лишь $93,5 млн, швейцарец заявил: «Мы никогда не обговаривали мою комиссию. Он хотел картину и был готов выложить за нее определенную сумму, вот и все».

Бывший владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев (состояние $8,5 млрд) обладает внушительным собранием импрессионистов и постимпрессионистов, оцениваемым приблизительно в $1 млрд. Весной 2014 года женевский суд присудил половину его состояния, $4,5 млрд, экс-супруге Елене. Именно в ходе бракоразводного процесса стал известен масштаб коллекции Рыболовлева.

Денис Белькевич
Специалист по экономике искусства и менеджменту коллекций

История юридического противостояния олигарха Дмитрия Рыболовлева и инвестора Ива Бувье ежедневно обрастает новыми фактами и к моменту выхода материала наверняка получит развитие. Мы же поговорим о другом: чьи интересы могут стоять за конфликтом и какие последствия для мирового арт-рынка возымеет данная претензия?

Немного из истории вопроса. Сэнди Хеллер, советник американского коллекционера Стивена Коэна, в приватной беседе рассказал российскому коллекционеру Дмитрию Рыболовлеву о «таинственном покупателе», который приобрел у Коэна работу Амедео Модильяни за $93,5 млн (опустим этическую сторону действий советника, нарушившего конфиденциальность клиента). «Таинственным покупателем» оказался сам россиянин, потративший на совершение сделки $118 млн. Посредником, осуществлявшим сделку со стороны Рыболовлева, оказался Ив Бувье, по совместительству владелец крупнейшей в мире сети фрипортов.

На последней конференции Deloitte Art & Finance, прошедшей в начале марта в Нью-Йорке, каждый второй докладчик упоминал имя Бувье всуе. Оно и понятно: Deloitte является партнером фрипортов по многим вопросам. Во время перерыва на ланч (самое интересное на подобных мероприятиях происходит именно там) было высказано интересное кулуарное мнение: руками отдельно взятого русского умело развязана война между коллекционерами и продавцами искусства.

В претензии к действиям Бувье фигурирует следующее: продажа по завышенной цене и подделка сертификатов соответствия на работы. Начнем с цены. На рынке известно правило: произведение искусства стоит столько, сколько за него готов заплатить покупатель. Тот, кто не готов платить избыточную наценку на аукционах, обращается к арт-дилерам — коллекционер, для которого важнее залоговая и социальная составляющие покупки, будет до седьмого пота бороться на публичных торгах. Открытие ведущими домами отделов частных продаж — взаимовыгодный шаг навстречу коллекционерам. Ив Бувье не монополист на рынке предложений, следовательно, ультимативно диктовать цену не мог: за сколько договорились, столько и получил. Вопрос к консультантам нового владельца: они куда смотрели?

Продавцы искусства всегда будут недолюбливать коллекционеров (за наличие у тех денег) и никогда не признают очевидного: коллекционер — самая значимая фигура на рынке. Те, в свою очередь, не перестанут подозревать продавцов искусства в «элегантном мошенничестве». В семейных отношениях, очень напоминающих подобную структуру, давно существует брачный контракт. Теперь такой договор хотят раз и навсегда составить коллекционеры.

Материалы по теме
Просмотры: 4395
Популярные материалы
1
В Венеции проходит ретроспектива Аршила Горки
В Ка’Пезаро привезли лучшие работы художника, от сезаннистских портретов 1920-х годов до абстрактных «пейзажей» 1940-х.
20 мая 2019
2
Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее
Главный прирост в российских музейных социальных сетях идет через Instagram — что вполне в мировом тренде.
22 мая 2019
3
Режиссер Дмитрий Черняков стал куратором 8-й Московской биеннале
Тему основного проекта, который покажут осенью в Третьяковке на Крымском Валу, в новообретенном после закрытия ЦДХ пространстве «Лаборатория», объявят позже.
23 мая 2019
4
Нотр-Дам-де-Пари может рухнуть от ветра и нуждается в срочном укреплении
К такому выводу пришли специалисты после первичной оценки ущерба от пожара, который уничтожил крышу и шпиль собора в ночь с 15 на 16 апреля.
22 мая 2019
5
Елена Титова: «Стремимся привлечь молодежь, особенно креативный класс»
Совсем недавно Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства провел ребрендинг, и теперь он именуется Музеем декоративного искусства. О том, какие изменения произошли и происходят здесь на практике, нам рассказала его директор.
22 мая 2019
6
Умер Альберто Сандретти, друг русского искусства
Весть о смерти итальянского коллекционера (он скончался в Милане в возрасте 86 лет) опечалила очень многих в российском арт-сообществе: он не просто долгие годы покупал русское искусство, но был настоящим другом многим художникам.
20 мая 2019
7
Ударную неделю аукционов в Нью-Йорке достойно завершили Phillips и Sotheby’s
На вечерних торгах Phillips удалось продать 42 из 43 предложенных лотов на $100 млн. Настроение у участников и зрителей было приподнятым, и это подготовило почву для завершающего аккорда — вечернего аукциона Sotheby’s.
20 мая 2019
8
Алексей Курочкин: «Я не сохну над вещами, как Кощей»
Московский коллекционер-исследователь передал в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН уникальную коллекцию парного китайского оружия.
21 мая 2019
9
Исторический барельеф обещают вернуть в «Лужники» после реставрации
В конце мая восстановленный барельеф работы известных советских скульпторов должны полностью смонтировать внутри нового Дворца водных видов спорта, построенного на месте бассейна «Лужники».
23 мая 2019
10
В Музее архитектуры имени А.В.Щусева проходит выставка «Александр Гегелло: между классикой и конструктивизмом»
Архитектору удалось осуществить более 100 проектов, большинство в родном Ленинграде.
20 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru