The Art Newspaper Russia
Поиск

Рыболовлев против Бувье?

В Монако в феврале был арестован швейцарский предприниматель Ив Бувье, его обвиняют в махинациях с ценами на произведения искусства. Позже арт-дилер был отпущен на свободу, но его активы в Сингапуре, где он проживает постоянно, в марте были арестованы

Эта картина Модильяни стала причиной конфликта

Эта картина Модильяни стала причиной конфликта

Ив Бувье был задержан на 72 часа 25 февраля в Монако, куда он приехал для заключения сделки по продаже картины. Швейцарцу предъявили обвинения в махинациях с ценами на произведения искусства. Потерпевшая сторона в деле — российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев, который приобретал у Бувье работы Пабло Пикассо, Поля Гогена, Эдгара Дега и Леонардо да Винчи. Позднее Бувье был отпущен на свободу, но в марте суд Сингапура, где предприниматель в последнее время живет постоянно, постановил заморозить активы швейцарского бизнесмена, включая принадлежащие ему доли в компаниях, стоимостью от $500 млн. Кроме того, суд потребовал сдать на хранение картину Марка Ротко, которую Бувье собирался продать Рыболовлеву.

Ив Бувье — владелец женевской компании Natural Le Coultre, специализирующейся на услугах транспортировки и хранения произведений искусства. Ему принадлежат фрипорты в Женеве, Цюрихе, Сингапуре — и совсем свеженький, с помпой открытый прошлой осенью, в Люксембурге. Другая компания Бувье, Art Culture Studio, занималась организацией первых пяти Международных салонов изящных искусств в Москве, с 2004 по 2008 год.

В интервью швейцарской газете Le Temps арт-дилер рассказал, что блестящее собрание Дмитрия Рыболовлева появилось благодаря его участию. Бувье предположил, что обвинения были сфабрикованы, чтобы запугать его и заставить отказаться от денег за картину Ротко. В ответ на обвинения в том, что Бувье продал Рыболовлеву картину Модильяни Обнаженная на голубой подушке за $118 млн, хотя ее владелец получил лишь $93,5 млн, швейцарец заявил: «Мы никогда не обговаривали мою комиссию. Он хотел картину и был готов выложить за нее определенную сумму, вот и все».

Бывший владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев (состояние $8,5 млрд) обладает внушительным собранием импрессионистов и постимпрессионистов, оцениваемым приблизительно в $1 млрд. Весной 2014 года женевский суд присудил половину его состояния, $4,5 млрд, экс-супруге Елене. Именно в ходе бракоразводного процесса стал известен масштаб коллекции Рыболовлева.

Денис Белькевич
Специалист по экономике искусства и менеджменту коллекций

История юридического противостояния олигарха Дмитрия Рыболовлева и инвестора Ива Бувье ежедневно обрастает новыми фактами и к моменту выхода материала наверняка получит развитие. Мы же поговорим о другом: чьи интересы могут стоять за конфликтом и какие последствия для мирового арт-рынка возымеет данная претензия?

Немного из истории вопроса. Сэнди Хеллер, советник американского коллекционера Стивена Коэна, в приватной беседе рассказал российскому коллекционеру Дмитрию Рыболовлеву о «таинственном покупателе», который приобрел у Коэна работу Амедео Модильяни за $93,5 млн (опустим этическую сторону действий советника, нарушившего конфиденциальность клиента). «Таинственным покупателем» оказался сам россиянин, потративший на совершение сделки $118 млн. Посредником, осуществлявшим сделку со стороны Рыболовлева, оказался Ив Бувье, по совместительству владелец крупнейшей в мире сети фрипортов.

На последней конференции Deloitte Art & Finance, прошедшей в начале марта в Нью-Йорке, каждый второй докладчик упоминал имя Бувье всуе. Оно и понятно: Deloitte является партнером фрипортов по многим вопросам. Во время перерыва на ланч (самое интересное на подобных мероприятиях происходит именно там) было высказано интересное кулуарное мнение: руками отдельно взятого русского умело развязана война между коллекционерами и продавцами искусства.

В претензии к действиям Бувье фигурирует следующее: продажа по завышенной цене и подделка сертификатов соответствия на работы. Начнем с цены. На рынке известно правило: произведение искусства стоит столько, сколько за него готов заплатить покупатель. Тот, кто не готов платить избыточную наценку на аукционах, обращается к арт-дилерам — коллекционер, для которого важнее залоговая и социальная составляющие покупки, будет до седьмого пота бороться на публичных торгах. Открытие ведущими домами отделов частных продаж — взаимовыгодный шаг навстречу коллекционерам. Ив Бувье не монополист на рынке предложений, следовательно, ультимативно диктовать цену не мог: за сколько договорились, столько и получил. Вопрос к консультантам нового владельца: они куда смотрели?

Продавцы искусства всегда будут недолюбливать коллекционеров (за наличие у тех денег) и никогда не признают очевидного: коллекционер — самая значимая фигура на рынке. Те, в свою очередь, не перестанут подозревать продавцов искусства в «элегантном мошенничестве». В семейных отношениях, очень напоминающих подобную структуру, давно существует брачный контракт. Теперь такой договор хотят раз и навсегда составить коллекционеры.

Материалы по теме
Просмотры: 4468
Популярные материалы
1
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
2
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
3
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
4
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
5
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
6
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
7
Нижний Новгород готов принять «Инновацию» снова
Вручение премии «Инновация» впервые с 2005 года прошло за пределами Москвы и практически совпало с другой сенсацией — объявлением о вхождении ГЦСИ, учредителя премии, в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина.
15 июля 2019
8
Июль без отдыха
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о стрит-арте в арке образовательного центра, проекте к 65-летию Сергея Курехина и гастролях в рамках фестиваля «Территория».
16 июля 2019
9
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
10
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru