The Art Newspaper Russia
Поиск

Миллиардер Рыболовлев судится со швейцарским бизнесменом из-за скандальных работ Пикассо

Швейцарский бизнесмен Ив Бувье, разбогатевший на транспортировке, продаже и хранении произведений искусства, сражается за свой бизнес и репутацию сразу на нескольких фронтах. Он проходит обвиняемым по двум уголовным делам — в Монако и Париже — и выступает ответчиком по гражданскому иску в Сингапуре, а параллельно отстаивает систему фрипортов.

Бувье, с которым The Art Newspaper удалось побеседовать в Париже и Женеве, говорит: «Я полностью уверен в том, что буду оправдан по всем статьям. Но пока что я вынужден противостоять кампании по очернению моего имени», — и заявляет о своей «полной готовности сотрудничать» с французскими властями.

Последние плохие новости приходили из Парижа в июле, когда другу и деловому партнеру Бувье Оливье Тома было предъявлено обвинение в мошенничестве, нарушении условий контракта и владении украденными ценностями. Обвинения выдвинул судья, рассматривающий дело о приблизительно 70 произведениях искусства, которые предположительно были украдены из хранилища, арендованного Катрин Ютен-Бле, дочерью Жаклин Пикассо. В числе этих работ были два портрета Жаклин, написанных Пабло Пикассо, приемным отцом Ютен-Бле. Эти произведения, а также несколько эскизов испанского художника Бувье продал живущему в Монако российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву.

Загадка портретов Пикассо

Год назад французский судья выдвинул против Ива Бувье обвинения во владении украденными ценностями. Бувье был освобожден под залог в €27 млн — сумму, которую в 2013 году Дмитрий Рыболовлев заплатил ему за два портрета, о пропаже которых из хранилища в расположенном неподалеку от Парижа городе Женвилье заявила Катрин Ютен-Бле. Кроме того, Рыболовлев добросовестно приобрел 58 страниц из трех эскизных альбомов Пикассо, которые также объявлены украденными.

В 2007 году Ютен-Бле поручила арт-дилеру и специалисту по перевозкам Оливье Тома продать бывший дом Пабло Пикассо Нотр-Дам-де-Ви. Тома вывез коллекцию и мебель из последнего дома и мастерской художника на французской Ривьере и поместил часть предметов в Женвилье, воспользовавшись услугами дочерней компании Бувье Art Transit. Когда в мае 2015 года Тома был арестован в Париже в первый раз, он заявил, что ему ничего не известно ни о портретах Жаклин кисти Пикассо, ни об эскизах. Однако полиция обнаружила их репродукции в компьютере Тома. По утверждению его адвоката Жан-Марка Федида, тот имел в виду, что в момент вывоза эти полотна и рисунки отсутствовали в доме Пикассо.

Эти заявления противоречат показаниям реставратора, работавшего на семейную фирму Бувье Natural Le Coultre. По его свидетельству, ему поручили работу над шестью полотнами Пикассо, в Женвилье и в Женеве. В числе представленных им фотографий были и два портрета Жаклин. Адвокат Тома оспаривает показания реставратора и утверждает, что тот противоречил сам себе и упомянул фотографии только на втором слушании.

Бувье отрицает какую-либо роль Тома в своих транзакциях и заявляет, что приобрел около 70 полотен у покойного парижского дилера Жан-Франсуа Эттуаре. Однако в галерее Эттуаре не удалось обнаружить никаких следов этой сделки.

Расследование покажет, уверен Бувье, что он заплатил Эттуаре за эти работы. У бизнесмена по-прежнему остается полдюжины произведений, находящихся, по его словам, «в полном распоряжении французского правосудия», с которым он «готов всесторонне сотрудничать».

Помимо этого дела, Бувье по-прежнему обвиняется в мошенничестве и отмывании денег в Монако, где на него подал жалобу Рыболовлев и где ему пришлось заплатить еще один, €10-миллионный залог. Теперь же Иву Бувье придется разбираться еще и с гражданским иском в Сингапуре, где он проживает постоянно.

Пострадавший обвиняет его в присвоении «избыточной прибыли» в €1 млрд при продаже картин, которые Дмитрий Рыболовлев приобрел у швейцарского бизнесмена на общую сумму в €2 млрд более 12 лет назад. Утверждая, что дело находится вне юрисдикции сингапурского суда, Бувье требует перенести его рассмотрение в Женеву. В марте этого года сингапурский судья отклонил ходатайство, мотивировав свое решение тем, что рассмотрение дела в родном городе Бувье может быть расценено как «ущемление интересов» истца. В июле бизнесмен, отрицающий, что у него есть «какое-либо влияние на судебную систему в Женеве», получил право на апелляцию.

«Первые подписанные нами контракты находятся в юрисдикции швейцарских судов», — говорит он. По его словам, заключая контракты с представителем Рыболовлева на первые четыре полотна, он подразумевал, что они автоматически покрывают и следующие 30 сделок.

В контрактах в качестве продавца указана гонконгская компания Бувье MEI-Invest, а комиссия составляет 2%. По мнению Рыболовлева, платежи, общая сумма которых составляет $40 млн, представляют собой оплату агентской деятельности Бувье и, таким образом, последний не мог претендовать на дополнительную прибыль сверх этой суммы. Бувье же утверждает, что в данной ситуации он действовал как дилер, «который может свободно устанавливать размеры своей прибыли». «Очевидно», говорит он, что «2% могли покрыть только расходы на заключение сделки, которые обычно выше» и включают оформление правовых документов, изготовление копий произведений, реставрацию и транспортировку в Сингапур, где находится открытый им в 2010 году фрипорт, услугами которого пользовался российский коллекционер.

Король фрипортов

Благодаря гигантской выручке с продажи картин, в 2014 году Ив Бувье открыл еще один фрипорт, в Люксембурге, совместно с Оливье Тома и французским арт-дилером Жан-Марком Перетти. (К Перетти никаких вопросов с точки зрения закона не возникало.) Бувье получил прозвище «король фрипортов».

«Моему семейному холдингу принадлежит всего 5% женевского фрипорта. Я не вмешиваюсь в управление им, этим занимается [швейцарское] государство, которому принадлежит 85%. Я арендую часть хранилища, но у меня нет доступа к сейфам и данным. А мои художественные сделки и транспортировочная деятельность осуществляются разными структурами. Нет никакой системы Бувье!» — объясняет он.

Во время прогулки по гигантскому хранилищу в Женеве бизнесмен рассказывает, что эти места уже находятся «под строгим контролем». «Если вам нужно спрятать произведение искусства, то это последнее место, куда стоит обращаться; выберите любое хранилище в любом банке, там нет никакого контроля», — советует он.

Материалы по теме
Просмотры: 8630
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
4
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
5
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
8
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
9
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
10
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru