18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вали Экспорт: «Агрессия и жестокость — это самые реальные и правдивые вещи»

Феминистка, акционистка и художник перформанса рассказала TANR о женской телесности, жестокости, отношении к политике и своих будущих проектах. И еще о том, почему бороться надо до конца

Справка

БИОГРАФИЯ

Вали Экспорт — перформансистка, медиахудожница, кинорежиссер. Родилась в городе Линц в 1940 году. В 1964 году окончила Государственное высшее федеральное училище текстильной промышленности. Работала фотомоделью, помощницей режиссера, тогда же написала свой первый киносценарий. В 1967 году берет псевдоним Вали Экспорт и, выдвигая концепцию «расширенного кино», начинает исследовать соотношение действительности и киноиллюзии. Наряду с другими акциями в 1969 году проводит «Генитальную панику». Спустя два года обвиняется в порнографии и предстает перед судом. С 1972 по 1976 год создает серию концептуальных фотографий «Конфигурация тел», множество рисунков и фильмов, исследующих проблему телесности. Организует выставки художников-женщин, пишет статьи о феминистском искусстве. В 1977 году участвует в выставке Documenta в Касселе, в 1980-м — в Венецианской биеннале. Преподает перформанс, кино и видео в американских и европейских университетах. Фильмы Вали Экспорт удостаиваются государственных премий; в 1985 году ее лента «Практика любви» номинирована на «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. С 1991 года Вали Экспорт — профессор визуальной коммуникации в Институте искусств в Берлине. В 1995-м переезжает в Кельн, где до 2005 года преподает в Высшей художественной школе медийного искусства. Член Австрийского совета по науке и искусству. Сегодня живет и работает в Кельне и Вене.

Еще…

Недавно Москву посетила легенда феминистского акционизма Вали Экспорт. С конца 1960-х годов урожденная Вальтрауда Лернер проводила радикальные перформансы и акции на улицах Вены. Для «Генитальной паники» она с огромным вырезом на причинном месте гуляла по кинотеатру во время эротического сеанса. Предлагая потрогать свою грудь в картонной коробке, разъезжала по европейским городам с акцией «Тактильное кино». А в конце 1970-х вместе с Петером Вайбелем выдвинула концепцию «расширенного кино» и стала исследовать кинематограф как материал и процесс, создавая видеоарт, а позже перейдя и к полному метру. Мы встретились с ней в гостинице «Метрополь» перед мастер-классом в Школе перформанса PYRFYR Государственной галереи на Солянке, чтобы поговорить о женской телесности, раздваивании реальности, жестокости и политике, а еще о том, почему бороться надо до конца.

Фрау Экспорт, вспоминая все ваши бесстрашные перформансы и акции, в первую очередь хочется узнать, как вы относитесь к жестокости и агрессии как приемам в искусстве?

Агрессия и жестокость — это самые реальные и правдивые вещи. В жестокости правда жизни. А искусство всегда требует правды. Одно из моих любимых произведений — «Герника» Пикассо. В ней сила, которая вдохновила многие поколения художников. Давайте заглянем глубоко в историю. Весь античный мир строится на теме силы, все эти сражения, битвы между богами. Хронос поедает своих детей, и рождение богов-олимпийцев начинается с убийства. Сейчас мы живем в эпоху, когда жестокость и агрессия буквально касаются нас, и я отражала это в своих перформансах «Лекция Атака», «Эрос Эрозия», «Асемия», «Меня бьют».

В перформансах вы используете много разных дополнительных материалов: разбитое стекло, воск, электрический ток. Как вы выбирали, с чем работать?

Это всегда происходило по-разному. Мне очень нравится работать с воском: в обычном состоянии он твердый, но, если его нагреть, становится мягким, состояние зависит от контекста. Электричество, которое я использовала в «Гипербулии», тоже двойственно: с одной стороны, оно очень позитивно, оно приносит тепло и свет, но, с другой стороны, может убить. Меня всегда интересовали переходные состояния — и у неодушевленных, и у живых объектов.

Чем отличается работа с телом в перформансе от работы с телом для съемки видео и фильмов?

Видео пришло в искусство с приходом женщин — и мы сразу начали экспериментировать с ним. Было интересно, насколько могут быть приближены друг к другу объекты реальный и медиальный. Получалось некое двойное тело. Например, я делала перформанс, когда запись со мной изнутри экрана касалась ладонью его поверхности, а снаружи человек мог коснуться моей несуществующей руки. Моя коллега Триша Браун, стоя перед публикой, подносила камеру к отдельным участкам своего тела, и эта съемка транслировалась на большой монитор. Зрители видели кусочки тела, которые в реальности нельзя было разглядеть. Все-таки я не вижу большой разницы в использовании тела наяву и в медиа. Как и нет противоречия между медиальным и реальным образом, они дополняют друг друга. Самый простой пример: мы можем сфотографировать и увидеть ребенка в утробе матери, и это будет реальная картинка, хотя самого ребенка еще нет на свете.

Сегодня в медиа очень много насилия. Как вы думаете, зрителя больше впечатлит жестокая сцена в каком-нибудь кино или ваши видеодокументации?

Любая видеозапись — отличное средство манипулирования. Увеличенное изображение не всегда соответствует действительности, изображение боли отличается от того, что чувствуешь на самом деле. Поэтому важно смотреть перформансы сразу, не увлекаться документациями. Я помню гневную реакцию в СМИ на мои действия, например, на то, что я делала в «Далекие…Далекие». Режиссерам в этом смысле проще, к ним меньше вопросов. Но у них нет возможности выделить какие-то детали, обратить внимание на то, что не смог бы вместить сценарий или концепция фильма.

Одна из главных тем в вашем творчестве — подавление субъекта властью. В каких работах это выразилось наиболее ярко?

В «Гипербулии» я показывала, что общество создает такие правила, которые идут против индивидуальности. Чем больше человек этому поддается, тем больше правил вводит общество. И тем более замкнутым, скованным становится человек. Я думаю, что сегодня художники перформанса недостаточно интересуются политикой. Мы стали более беззащитными, изжили себя все утопические идеи, мы не знаем, к чему стремиться. Рынок искусства хочет видеть «удобное» политическое искусство, с другим власти уже научились бороться, зачастую незаметно. От нас требуется больше, чем раньше, сил, чтобы что-то изменить. Но это не должно никого останавливать.

В работе «Металлические жесты» вы использовали те же материалы, что и Петр Павленский для своих акций, причем со схожим посылом. Как вы относитесь к тому, что кто-то может заимствовать ваши идеи?

Я не знаю его, но могу сказать, что вопрос авторских прав на идею непростой. Как можно сказать кому-то «ты не имеешь права думать эту идею, она моя», если идеи порой неосознанно вплывают в голову? Это утеха государства, которое так любит все регулировать, все подчинять своим законам.

И тем не менее права на идею сегодня больная тема в искусстве. Например, суд Улая и Марины Абрамович, которая, как известно, повторила вашу работу «Генитальная паника».

Здесь решение может быть лишь одно: с самого начала, когда идея только рождается, прописывать права на нее. Что касается реплики Абрамович — у нее был уже совсем иной контекст, мое высказывание попадало во время, у меня была другая публика.

Возникали ли у вас когда-нибудь внутренние кризисы? Может быть, какой-то перформанс был самым тяжелым для воплощения?

Я начала заниматься искусством, потому что хотела использовать свое женское тело. Мне хотелось, чтобы у идеи был процесс, мне не хотелось показывать ее через картинки. А в любом процессе всегда есть некоторое внутреннее напряжение, преодоление — именно это меня и привлекало. А страха у меня никогда не было. Я никогда не готовилась к перформансам, для меня среди них нет более простого или сложного. У каждого из них была своя временная точка, своя тема.

Сегодня восприятие женщины изменилось? Деятельность феминисток, многочисленные перформансы повлияли на восприятие женской телесности?

Сложный вопрос. Культуры сегодня очень сильно разошлись между собой. Чтобы ответить на него, надо внимательно изучить восприятие телесности. Я думаю, что-то изменилось, но многое — нет. То, как видится женская сексуальность, женская свобода, с одной стороны, по-прежнему очень закрытая тема, а с другой — постоянно обсуждается, принимает какие-то оскорбительные формулировки. Мне кажется, из-за движения всего мира вправо эта точка зрения только усиливается.

Выходит, феминисткам еще есть над чем работать. Расскажите, чем вы занимаетесь сейчас. Готовы ли вы продолжать перформансы?

В данный момент я занимаюсь проектом, связанным с игральными костями. Кубик как случайность и неслучайность, как победа и потеря. Помните историю? Когда Цезарь двинулся на Рим, перед ним возникла река. Тогда он воскликнул: «Жребий брошен!» — и, несмотря на риск, отправился завоевывать Рим. Проект сейчас в разработке, это будет синтез многих медиа, видеопроекции. Что касается продолжения перформансов, то недавно я делала один. Но художников моего поколения, пожалуй, уже нет на сцене. Разве что Кэроли Шниманн — она очень вовлечена в перформативный процесс.

Каков, по-вашему, сегодняшний зритель?

Что бы ни говорили, сегодняшняя публика достаточно открыта и готова смотреть свободное искусство. И очень важно, чтобы и дальше она была открыта, а не шла с каким-то заготовленным отношением ко всему.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+