The Art Newspaper Russia
Поиск

Неясные горизонты «Актуальной России»

В Музее современной истории России открылась выставка «Актуальная Россия: среда обитания», созданная в партнерстве с РОСИЗО — ГЦСИ и Фондом развития современного искусства Ивана Демидова

Еще до своего открытия выставка была встречена скептически — по большей части из-за солидарности художественного сообщества с недавно уволившимися сотрудниками Государственного центра современного искусства.

В начале экспозиции зрителей встречает карта России, на которой отмечены города, где родились художники — участники выставки. Произведения более 60 авторов предоставили для проекта галереи Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых Галерея Марины Гисич, Гридчинхолл, «Триумф», Anna Nova Gallery, Galerie Iragui, pop/off/art, RuArts, «11.12».

Слева от карты — вход на выставку. Чтобы попасть внутрь, нужно пройти под раскрытыми крыльями орла. Складывается впечатление, что выполненная Дианой Воуба в форме креста птица вглядывается в карту — горизонты Родины. «Мы исходили из идеи просторов, безграничности пространства, как географического, так и эмоционального», — говорит куратор Арсений Штейнер. Возможно, этим объясняется большое количество пейзажей на выставке, а также название одного из ее разделов — «Горизонты». Эта тема прослеживается в живописи, скульптуре, инсталляциях и видео. Зрителю предлагают совершить путешествие сквозь «Болота» петербургского художника Петра Швецова, затопленные подмосковные окраины Павла Отдельнова, через «Периферию» известного своим мрачным видением пейзажиста Владимира Мигачева, мимо разноцветных, но все-таки пустынных руин фабрик, вдохновляющих Таисию Короткову.

В этой концепции «горизонтов» странным выглядит присутствие в одном пространстве «правых», например Алексея Беляева-Гинтовта, и «левых», таких как Валерий Чтак. И если соседство инсталляции с русскими калошами, которую создал дагестанский художник, с работой про чеченских богословов от питерского автора еще можно объяснить широкой географией или идеями толерантности, то встречу мясорубки гиперреалиста Игоря Пестова и идиллических стереокартин Александра Захарова интерпретировать сложнее. Реплика на хрестоматийную работу Эрика Булатова «Горизонт», выполненная арт-группой Tajiks-Art во главе с Киром Шамановым, тоже как будто бы доказывает, что любую нехватку оригиналов всегда могут восполнить арт-гастарбайтеры.

С тем, что выставка не обладает цельностью, согласился искусствовед Виталий Пацюков, с 2002 года руководивший отделом междисциплинарных программ ГЦСИ: «Она расслоена, разорвана на фрагменты. Может быть, в этом ее правда? Потому что мы живем сейчас в несогласованном мире, довольствуемся симулякрами. Выставка может призвать посетителей искать эту целостность, задуматься через свою неудовлетворенность».

О несогласованности, но уже в вопросах организации выставки, сообщил недавно художник Никита Алексеев. На своей странице в Facebook он написал, что не был предупрежден об участии в выставке серии его работ «Истории на берегу». Алексеев заявил, что хочет забрать картины с выставки, и с этой просьбой обратился к куратору, Арсению Штейнеру. По словам Штейнера, ситуация выглядела несколько иначе: галерея оповестила автора, но тот «просто забыл» об этом. «Из уважения к опыту художника мы готовы пойти ему навстречу и снимем картины, но сделаем это тогда, когда найдем ему достойную замену», — сказал Штейнер.

Кажется, единственным, кто не нашел противоречий в проекте, был министр культуры РФ Владимир Мединский. Открывая выставку, он сформулировал ее цели следующим образом: «Одним ударом мы решили развеять сразу два мифа. Первый — о том, что мы чрезмерно увлекаемся исторической пропагандой, а второй — что мы не любим современное искусство».

Материалы по теме
Просмотры: 3737
Популярные материалы
1
Приключения русского авангарда в Генте
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
15 января 2018
2
Открытое письмо экспертов по поводу выставки «Русский модернизм» в Музее изящных искусств в Генте
Ученые, кураторы и арт-дилеры считают показанные на выставке работы мастеров русского авангарда «вызывающими множество вопросов».
15 января 2018
3
Легенда’88: как русское искусство конвертировали в фунты стерлингов
23 января в Музее современного искусства «Гараж» открывается выставка «Ставки на гласность. Аукцион „Сотбис“ в Москве, 1988». Мы предлагаем проследить, как изменились цены на работы героев этих торгов 30 лет спустя.
10 января 2018
4
Самые интересные выставки 2018 года: от Баскиа и Данa Во до Майкла Джексона и Берты Моризо
Выставки, которые стоит посетить в наступившем году в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и других городах мира.
11 января 2018
5
Рубенс, Брейгель, братья ван Эйк: героям фламандского искусства посвящается
В 2018 году в Бельгии стартует большая программа «Фламандские мастера». Для каждого года трехлетнего проекта избраны свой герой и свое место действия.
11 января 2018
6
Двенадцать ню и другие шедевры Модильяни можно увидеть в Лондоне
Кураторы выставки в Тейт сделали все возможное, чтобы ни одна из 100 работ не вызывала сомнений в подлинности.
11 января 2018
7
Как гадать на Святки: советы художников
Святочная неделя продлится до 17 января, гадать можно до самого Крещенского сочельника. Чтобы узнать, где и как ждать подсказок судьбы, TANR предлагает обратиться за примерами к русской живописи XIX века.
12 января 2018
8
Умер Владимир Янкилевский
4 января в Париже на 80-м году жизни скончался Владимир Янкилевский — один из важнейших художников плеяды московских нонконформистов.
09 января 2018
9
Ярмарка BRAFA: не только обертка
Одна из старейших и уважаемых мировых ярмарок искусства, BRAFA (Брюссельская ярмарка искусства) проходит уже больше 60 лет. В этом году 134 галереи из 16 стран представят весь спектр исторических эпох и коллекционерских пристрастий.
12 января 2018
10
Парижский Музей на набережной Бранли готов вернуть африканское искусство
Глава музея Стефан Мартен поддержал обещание президента Франции Эмманюэля Макрона возвратить предметы африканского искусства на родину.
09 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru