The Art Newspaper Russia
Поиск

Павел Пепперштейн: «Мой мозг постоянно придумывает фильмы»

Кадр из фильма "Звук Солнца". Предоставлено MIEFF

Кадр из фильма "Звук Солнца". Предоставлено MIEFF

Художник, бывший участник арт-группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”» Павел Пепперштейн занялся кинематографом. На Международном фестивале экспериментального кино он представит свой фильм «Звук Солнца» и войдет в состав жюри конкурсной программы. TANR узнала, чем привлекла художника киноэстетика, что ждет саунд-арт в будущем, почему клип — это тоже искусство и причем здесь Илья Лагутенко.

Павел, расскажите, почему вы от живописи и писательства перешли к съемкам кино? С чего все началось?

Мой мозг постоянно придумывает разные фильмы и показывает мне какие-то несуществующие сцены и картинки. Я еще в 90-е годы писал рассказы в форме фильмов. Потом наступил момент, когда мы с Наташей Норд вместе решили снять «Звук Солнца», и года два работали над ним.

Свет как звук — это впечатления от каких-то научных исследований? Повлиял Чюрленис с «Сонатой Солнца», Малевич или образы поэзии Серебряного века?

Это давняя идея, которая являлась мне в разных преломлениях. В какой-то момент мне захотелось снять «сухую» версию «Сталкера». В этом фильме все время течет вода, а я носился с идеей все засушить. Действие происходило бы в пустыне, на некой аномальной территории. Туда ступают три исследователя, как и у Тарковского. Они в звукоизолирующих скафандрах, потому что известно, что там присутствует некий звук. По развитию сюжета они лишаются этих скафандров, попадают под воздействие этого мистического звука, и с ними начинаются всякие трансформации…

Выходит, вас вдохновляет наш классический кинематограф?

Да, конечно. Помимо Тарковского еще фильмы Сергея Эйзенштейна и его книги, которые я внимательно прочитал и остался очень впечатлен. Но в то же время на меня повлиял Альфред Хичкок. Ориентация была на эстетику отчасти авангардного кино, а отчасти детективного нуара.

Интересно, что вас интересуют возможности звука. То, что делают сегодня саунд-арт-художники, Юрий Календарев, Дмитрий Морозов (::vtol::), очень захватывает. Может, в будущем нас ждет саунд-арт от Павла Пепперштейна?

Все, что касается звука, вообще очень интересная область, поскольку звук напрямую влияет на мозг. В нашем фильме на героев воздействует то, что можно назвать бессознательным звуком. Звук воздействует на сознание, но сознание при этом его не регистрирует. Вся авантюрная коллизия оказывается абсолютно галлюцинаторной. Ведь неслучайно фильм снимался в 2012–2013 годах, он во многом о предконфликтной атмосфере Европы, которая, с одной стороны, погружена в негу и томление, а с другой — таит в себе нарастающую тревожность.

А правда, что на фильм как-то повлиял Илья Лагутенко? Вы даже собирались снять с ним отдельное кино?

Да, был такой план. На создание «Звука Солнца» меня очень вдохновил музыкальный проект «КЕТА», сделанный Ильей Лагутенко и Андреем Антонцем (Andrei Oid), интересный и глубокий. Не знаю, дойдет ли до этого дело, но я бы с удовольствием снял Лагутенко в одном из своих фильмов.

Илья Томашевич (куратор факультета «Режиссура монтажа» Московской школы нового кино), с которым вы вместе будите судить участников фестиваля, говорит, что влияние кино на зрителя можно назвать настоящим экспериментом. Вы сейчас тоже считаете кинематограф самым сильным инструментом воздействия?

Я экспериментирую над зрителем и над собой. Но это не единственный сильный способ воздействия. Все еще можно воздействовать текстом, огромное воздействие оказывает музыка, тот самый звук, очень сильно влияние запахов на мозг, что хорошо иллюстрируется знаменитым примером из романа Пруста, когда запах и вкус липового чая и пирожного «мадлен» спровоцировали у героя целый шквал воспоминаний. Так что эксперименты могут быть самыми разными. Кинозал — далеко не единственное экспериментальное поле, но одно из самых значимых, с этим я согласен.

Я хочу понять, где проходит граница между видеоартом, экспериментальным кино, артхаусом. Что из этого больше искусство?

Знаете, психиатры говорят: «Желание симулировать сумасшествие является симптомом сумасшествия». Точно так же и здесь. Искусством является все то, что называется искусством. Что касается жанров, то их множество, я еще добавлю документалистику, скрининг — это фон для чего-то еще, танца например. Есть очень интересный мне жанр клипа.

Но каждый из этих жанров нацелен на разную аудиторию.

Просто есть кино, которое созывает зрителя, а есть то, которое пытается от него убежать. И за последним, мне кажется, будущее. Массовый зритель уже мало кого волнует. Когда в нашем сетевом пространстве каждый человек накрыт огромным шквалом информации, становится значимым некое сокрытие. Утаивание каких-то культурных продуктов. Мне очень интересно развитие герметичного кино. Это не значит, что оно настолько сложное, что его не может понять массовый зритель. Причины его сокрытия не политические, а эстетические.

Скажите, а вы все-таки сняли «Убийство в Эрмитаже»? Надеюсь, обошлось без жертв?

Идея этого фильма была предложена мной для выставки Manifesta, которая была в Эрмитаже в 2014 году, но план не осуществился. Никаких убийств в Эрмитаже не произошло. Может быть, когда-нибудь я и сделаю такой фильм.

Фильм «Звук Солнца» можно увидеть на Международном фестивале экспериментального кино в Москве 23 июля.

Материалы по теме
Просмотры: 5867
Популярные материалы
1
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
2
Живые картины из всемирной изоляции
Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова о повальном увлечении, благодаря которому тысячи людей, сами того не подозревая, встают в один ряд со звездами современного искусства.
06 апреля 2020
3
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
4
Минкультуры РФ внесло проект постановления о помощи музеям
Государственные и частные музеи и галереи России просят о помощи: снижении плановых показателей и освобождении от налогов.
06 апреля 2020
5
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
6
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
7
Крутой маршрут Василия Шухаева
Авторы новой книги прослеживают мытарства и триумфы художника, который был и парижским обитателем, и магаданским зэка, и чье творчество вовсе не было ограничено неоакадемическим амплуа, как принято думать.
03 апреля 2020
8
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
9
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
10
Мировые бренды присоединились к борьбе с пандемией
Компании переключились на выпуск антисептиков, защитных масок, спецодежды, а также начали производить аппараты ИВЛ и жертвовать крупные суммы больницам и исследователям.
01 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru