В искусстве XX века трудно найти фигуру более противоречивую, чем Энди Уорхол. Он был человеком максимально прагматичным («Зарабатывать деньги — это искусство, а удачный бизнес — лучшее искусство»). Себя Уорхол уподоблял не тонко чувствующему индивидууму, каким, кажется, и должен быть «настоящий художник» (так принято считать со времен романтиков XIX века), но машине. Самую сильную привязанность он, по его словам, испытывал к своему диктофону. Уорхол возвел тщеславие в культ: кто не слышал о «15 минутах славы», необходимых каждому жителю планеты! В близком кругу его в шутку называли Дреллой — микс из Дракулы и Золушки (Cinderella). В наши дни его бы точно осудили за абьюз. Взять хотя бы отношения с хрупкой красавицей Эди Седжвик (1943–1971), которую художник вначале очаровал, а потом оттолкнул, позволил запутаться в связях и наркотиках и умереть от передозировки в 28 лет.
При этом Уорхол продолжает вдохновлять творцов во всем мире, и Россия не исключение. Еврейский музей показывает выставку «Уорхол и русские художники», которую два года назад обкатал в Санкт-Петербурге в культурном центре «Севкабель порт». То, что на этот раз в названии выставки на гордом первом месте фигурирует «Тинькофф», конечно, нескромно, но так в духе Уорхола! Зрители увидят оригинальные произведения короля поп-арта: шелкографии «Суп Campbell’s», «Мэрилин Монро», «Мао Цзэдун», «Лиз Тейлор», «Знак доллара», «Двойной Элвис», «Цветы» и другие работы.
Куратор Яна Звенигородская и архитектор Анна Румянцева постарались и составом участником, и отбором работ, и нескучным дизайном выставочного пространства подчеркнуть состояние дуракаваляния, нарочитого беззаботного разговора, в том числе о серьезных вещах. И еще они проследили поразительные параллели между послевоенным американским поп-артом и русским искусством последних 70 лет.
Выставка разделена на блоки с условными темами («Тусовка», «Я — бренд», «Шопинг», «Среда обитания», «Деньги», «Слава» и прочие). В заочный диалог-полемику с Уорхолом вступили известнейшие отечественные художники Константин Звездочетов, Виталий Комар и Александр Меламид, Владислав Мамышев-Монро, Дмитрий Пригов, Оскар Рабин, Михаил Рогинский, Авдей Тер-Оганьян и многие другие.
Шелкографии Уорхола «Мэрилин» экспонируются в паре с одноименными фотопортретами Мамышева-Монро в образе той самой американской кинодивы. Каждый по-своему, эти два художника препарировали мир знаменитостей.
Олег Семёновых продолжил уорхоловскую апологетику денег. Если американский художник делал из купюр своего рода орнамент, то его русский коллега своими волосами выложил на холсте слово «деньги». Как сообщает пресс-релиз, Семёновых «иронизирует по поводу „денежного волшебства“»: волосы он состриг в день, который, согласно лунному календарю, был наиболее благоприятным для приманивания денег.
Одна из последних по времени работ, созданных специально для нынешней выставки, — «Вкусно и точка» (2022) Виктора Пономаренко: изображения ассортимента «Макдоналдс» (типичная упаковка картофеля фри, бургер и стакан с колой), но без узнаваемых логотипов, просто белые картонки. Как известно, известнейшая сеть закусочных в 2022 году покинула Россию, ее место занял отечественный производитель. И вдруг оказалось, что даже «малозаметные вещи наподобие упаковки» тоже могут быть яркими свидетелями эпохи.
Если для Уорхола символом его детства была жестяная банка супа Campbell’s, которую он прославил на весь мир серией шелкографий, то для рожденных в СССР таким фетишем была банка сгущенки — ее изобразил в работе 2010 года Дмитрий Шорин.
Уорхол был сфокусирован на повседневной жизни, на мире простых вещей. Действительно, что может быть банальнее «портрета» бутылки кока-колы! Тот же подход (увлеченность бытом) демонстрируют и русские художники — от Михаила Рогинского («Пальто» 1991 года) до Нади Лихогруд (скульптурная группа «Курьеры» 2021 года).
Выставка в Еврейском музее адресована широчайшему кругу зрителей: кого-то она развеселит, а другие горько улыбнутся.
Еврейский музей и центр толерантности
«Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство»
До 18 февраля