18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хочешь быть Уорхолом — будь им

Выставка «Энди Уорхол и русское искусство» в Санкт-Петербурге, организованная фондом «Артсолус», предлагает сравнить работы американской звезды с произведениями его последователей

С годами интерес к фигуре Энди Уорхола не ослабевает, тем более что проблемы общества потребления — тема, которая волновала художника в первую очередь, — никуда не уходят, а только обостряются. Новая выставка «Энди Уорхол и русское искусство» привлекает внимание уже хотя бы тем, что в ее названии не только фамилия отца поп-арта, а значит, это не просто его ретроспектива.

Разместилась экспозиция не в музее, а в пространстве «Севкабель порт», где выстроили аттракцион-лабиринт в духе поп-арта. Куратором выставки стала Татьяна Звенигородская, а в подборе работ российских художников ей помогали заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский и куратор выставки «Русский поп-арт» в Третьяковской галерее Андрей Ерофеев.

Первое, что отмечаешь, когда приходишь на выставку, — даже не работы Уорхола, а оформление экспозиции. Розовые меховые стены, диско-шары, серебряная фольга, позолоченный куб и объекты из неона — самые расхожие символы поп-арта. За архитектурное решение отвечает Юлия Наполова (PSCulture), которая работала над экспозициями «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже и «Под маской Венеции» в музее-заповеднике «Царицыно».

Все произведения Уорхола — а их около сотни, — происходят из частных коллекций, так как межмузейный обмен России и США давно приостановлен из-за резонансного дела о библиотеке Шнеерсона. В Санкт-Петербург привезли как широко известные и уже не раз показанные в России портреты Мэрилин Монро и Мао Цзэдуна, изображение банки с супом Campbell’s, так и самые ранние работы (например, иллюстрации к книге «В глубине моего сада»).

Всего на выставке девять залов: «Как Энди стал Уорхолом», «Я — бренд», «Деньги», «Шопинг», «Монро», «Слава», «Природа», «Memento mori» и «Эпилог». От первого к последнему краски сгущаются — от котиков, пухлых ангелочков и цветов до оборотной стороны славы, черепов и оружия. Путешествие по залам превращается в путешествие по внутреннему миру Уорхола. За глянцевой оберткой «короля поп-арта», как известно, скрывался одинокий и ранимый человек. Недаром отдельное пространство отвели и Монро: ее характер был во многом созвучен характеру художника.

Но все же ключевая тема выставки — не сам Уорхол и не его отношения с собой и внешним миром, а связь его произведений с работами российских современных художников. Портреты Мэрилин Монро соседствуют тоже с Монро, но Владиславом Мамышевым. Он же, а еще Павел Пепперштейн предстают и в образе самого Уорхола. Рядом с «Цветами» поп-артиста «цветут» цветы Игоря Шелковского, Сергея Шутова и «растут» деревья Владимира Потапова. Вот банка супа Campbell’s Уорхола, а рядом она же, но воспроизведенная Авдеем Тер-Оганьяном и черно-белая. Тут же банка сгущенки Дмитрия Шорина и мраморная банка Лены Артеменко с сорванной этикеткой. Об эпохе потребления говорит и «Магазин „Коллекционер“» Андрея Сяйлева, причем приобрести что-то ты можешь не покидая выставку. Например, купить коробку с пиццей, сделанной из земли. Или приложить карту к терминалу и за 0 руб. получить чек, подтверждающий, что ты прожил этот момент. Только прожил ты его бессмысленно.

Если в первых залах предметы-бренды и люди-бренды больше вызывают любопытство, без лишней рефлексии, то в центральном словно происходит перелом. Как будто ты стоишь на распутье: прямо пойдешь — богатство найдешь, налево — станешь известным, но и в том, и в другом случае — будешь одиноким и несчастным. Как и в жизни, вернуться к самому началу и воспринимать мир иначе уже не получится.

Санта-Клаус алчно пожирает взглядом стену золотого куба и уже не кажется таким милым, как раньше. Недалеко от него Микки-Маус и Дональд-Дак с глазами-долларами, а красавец на одном из портретов — на самом деле преступник, разыскиваемый полицией. И эмоции от черно-белого изображения Мэрилин Монро совсем не те, что от красочных. С каждым шагом темнота затягивает все глубже, и то, за чем гоняются многие, теряет свою привлекательность.

Утешение находишь в последних залах. Оно скрыто в небольшой работе Уорхола «Череп», где тень символа смерти превращается в головку младенца, а значит, торжество жизни неизбежно. Тут же «Хрупкие вещи» Маяны Насыбулловой — неприкаянные и погибающие растения, нашедшие дом и получившие шанс выжить. И выходишь с выставки с желанием жить так, чтобы тебе не нужен был чек, новая вещь или признание людей для того, чтобы ощутить ценность жизни и свою собственную.

Севкабель порт
«Энди Уорхол и русское искусство»
До 24 октября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+