The Art Newspaper Russia
Поиск

Сходить с ума можно и по-умному

По итогам 2014 года Яёи Кусама названа самым популярным художником в мире

Весенний рейтинг самых популярных мировых музеев и выставок 2014 года, составленный нашими коллегами из английской The Art Newspaper, произвел небольшую сенсацию. Оказалось, что больше всего зрителей — под 2 млн человек — посетили бразильскую ретроспективу 86-летней японской художницы Яёи Кусамы.

Выставка под названием «Бесконечная одержимость» (Yayoi Kusama: Infinite Obsession) прошла в трех залах крупнейших бразильских городов: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и столицы страны Бразилиа — под эгидой Банка Бразилии, заняв второе, третье и четвертое место во всемирном рейтинге выставок актуального искусства.

Это важное обстоятельство, поскольку экспозиция, подготовленная кураторами культурного центра крупнейшего бразильского банка, заняла ведущие строчки рейтингов и в других категориях. Например, в фотографической или в «тематической» (блокбастеры, заточенные под одну большую тему), а также в рейтинге ретроспектив художников-модернистов.

Бразилия переживает настоящий выставочный бум с какой-то зашкаливающей посещаемостью. Вот и успех Яёи Кусамы — это не совсем ее персональный успех, популярность «Бесконечной одержимости», состоящей из громадных инсталляций, украшенных рисунком в горошек и зеркалами, — часть бразильского культурного феномена, идущего, как считают комментаторы, уже на убыль из-за всепроникающего экономического кризиса.

Хотя, конечно, одной Бразилией дело не ограничивается. Сейчас ретроспектива Яёи Кусамы, с 1977 года добровольно проживающей в токийской психиатрической лечебнице, развернута на Тайване, а затем переместится в Нью-Дели. Наши коллеги из The Art Newspaper называют яркий, люминесцентный стиль художницы рецидивом поп-арта, играющего языками масскульта и оттого понятного в любой стране. Именно поэтому The Art Newspaper назначает «чувственные хеппенинги» Яёи Кусамы «эмблемой глобализации», тогда как журналисты газеты Guardian выводят причины успеха японской попартистки из ее последовательно феминистских установок.

Но, несмотря на головокружительную популярность во всем мире выставок Яёи Кусамы, «обзор персональных выставок последних шести лет в американских галереях показывает: 73% всех экспонированных в США художников — мужчины», констатирует Алекс Нидхем из Guardian. Так, у Энди Уорхола, Элсуорта Келли и Джаспера Джонса за отчетную шестилетку прошло по семь выставок. Среди художников-женщин чемпионом по количеству выставок в Штатах является Кара Уокер, работы которой за то же самое время выставляли лишь четырежды.

Алекс Нидхем вспоминает успех «В присутствии художника», ретроспективы Марины Абрамович в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) в 2010 году (вариант этого проекта Московский музей современного искусства «Гараж» показал в 2011-м). Именно она заняла вторую строчку в рейтинге посещаемости американских выставок современных художников за последнее шестилетие: 7120 посетителей приходили в МоМА каждый день, в том числе для того, чтобы посмотреть, как молчащая Абрамович сидит в центре одной из своих псевдонаучных инсталляций.

Единственный, кто смог обогнать Марину Абрамович по популярности, — скульптор Ричард Серра, монументальные работы которого привлекали в 2007 году на выставку в MoMA по 8585 посетителей в день.

Вызов расхожему мнению, что только знаменитости привлекают толпы зрителей, бросила швейцарская художница Пипилотти Рист, чья персональная выставка стала четвертой по популярности в этот же шестилетний период. Посмотреть на ее инсталляции в MoMA, в котором, между прочим, состоялось 17 из 20 самых популярных в Америке выставок последних шести лет, приходило по 6186 посетителей в день. Москвичи могли ознакомиться с видеороликами Пипилотти Рист, например, во время II Московской международной биеннале современного искусства (2007), когда в московском Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева было представлено сразу несколько ее видеоинсталляций на выставке «Пей мой океан».

Правда, данные о количестве посетителей, пришедших на Марину Абрамович и Пипилотти Рист в Москве, к сожалению, отсутствуют. Но, может быть, ситуация изменится, если к нам привезут Яёи Кусаму в смирительной рубашке, разукрашенной веселеньким горошком?

Материалы по теме
Просмотры: 9077
Популярные материалы
1
Эдвард Мунк: нервный гений или успешный профессионал?
Выставка в Третьяковской галерее представляет все этапы творческого пути норвежского художника, классика европейского модернизма.
15 апреля 2019
2
Елена Гагарина: «Cейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Сегодня Елена Гагарина, возглавляющая Музеи Кремля уже 18 лет, отмечает юбилей. Она рассказала нам, что с переездом в здание Средних торговых рядов на Красной площади наконец сможет осуществить давно задуманные проекты.
17 апреля 2019
3
Во Флоренцию и Милан по следам Леонардо
К 500-летней годовщине смерти Леонардо да Винчи на его родине пройдет большая выставочная программа, рассказывающая не только о мастере, но и о его предшественниках и последователях.
15 апреля 2019
4
Видеоарт о коллективном бессознательном
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» изменил формат: теперь сам конкурс будет проводиться раз в два года, а в промежутке будут показывать новые работы участников прошлых лет.
17 апреля 2019
5
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
6
Пожар в Нотр-Дам-де-Пари как повод к единению
Еще не было до конца потушено пламя в соборе Нотр-Дам-де-Пари, как начался сбор средств на восстановление одного из символов Парижа и мировой культуры. Пожертвования уже исчисляются сотнями миллионов евро.
16 апреля 2019
7
Нужен ли Tinder для коллекционеров?
Галеристы, арт-дилеры и кураторы коллекций сходятся во мнении, что успешные продажи на арт-рынке теперь напрямую зависят от того, насколько учитываются мнение и вкусы широкой публики.
15 апреля 2019
8
Российская ярмарка антиквариата и современного искусства открывается в Манеже
Второй выпуск RA&AF — это гибрид Российского антикварного салона и ярмарки «Арт Москва».
16 апреля 2019
9
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
10
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru