The Art Newspaper Russia
Поиск

Сходить с ума можно и по-умному

По итогам 2014 года Яёи Кусама названа самым популярным художником в мире

Весенний рейтинг самых популярных мировых музеев и выставок 2014 года, составленный нашими коллегами из английской The Art Newspaper, произвел небольшую сенсацию. Оказалось, что больше всего зрителей — под 2 млн человек — посетили бразильскую ретроспективу 86-летней японской художницы Яёи Кусамы.

Выставка под названием «Бесконечная одержимость» (Yayoi Kusama: Infinite Obsession) прошла в трех залах крупнейших бразильских городов: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и столицы страны Бразилиа — под эгидой Банка Бразилии, заняв второе, третье и четвертое место во всемирном рейтинге выставок актуального искусства.

Это важное обстоятельство, поскольку экспозиция, подготовленная кураторами культурного центра крупнейшего бразильского банка, заняла ведущие строчки рейтингов и в других категориях. Например, в фотографической или в «тематической» (блокбастеры, заточенные под одну большую тему), а также в рейтинге ретроспектив художников-модернистов.

Бразилия переживает настоящий выставочный бум с какой-то зашкаливающей посещаемостью. Вот и успех Яёи Кусамы — это не совсем ее персональный успех, популярность «Бесконечной одержимости», состоящей из громадных инсталляций, украшенных рисунком в горошек и зеркалами, — часть бразильского культурного феномена, идущего, как считают комментаторы, уже на убыль из-за всепроникающего экономического кризиса.

Хотя, конечно, одной Бразилией дело не ограничивается. Сейчас ретроспектива Яёи Кусамы, с 1977 года добровольно проживающей в токийской психиатрической лечебнице, развернута на Тайване, а затем переместится в Нью-Дели. Наши коллеги из The Art Newspaper называют яркий, люминесцентный стиль художницы рецидивом поп-арта, играющего языками масскульта и оттого понятного в любой стране. Именно поэтому The Art Newspaper назначает «чувственные хеппенинги» Яёи Кусамы «эмблемой глобализации», тогда как журналисты газеты Guardian выводят причины успеха японской попартистки из ее последовательно феминистских установок.

Но, несмотря на головокружительную популярность во всем мире выставок Яёи Кусамы, «обзор персональных выставок последних шести лет в американских галереях показывает: 73% всех экспонированных в США художников — мужчины», констатирует Алекс Нидхем из Guardian. Так, у Энди Уорхола, Элсуорта Келли и Джаспера Джонса за отчетную шестилетку прошло по семь выставок. Среди художников-женщин чемпионом по количеству выставок в Штатах является Кара Уокер, работы которой за то же самое время выставляли лишь четырежды.

Алекс Нидхем вспоминает успех «В присутствии художника», ретроспективы Марины Абрамович в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) в 2010 году (вариант этого проекта Московский музей современного искусства «Гараж» показал в 2011-м). Именно она заняла вторую строчку в рейтинге посещаемости американских выставок современных художников за последнее шестилетие: 7120 посетителей приходили в МоМА каждый день, в том числе для того, чтобы посмотреть, как молчащая Абрамович сидит в центре одной из своих псевдонаучных инсталляций.

Единственный, кто смог обогнать Марину Абрамович по популярности, — скульптор Ричард Серра, монументальные работы которого привлекали в 2007 году на выставку в MoMA по 8585 посетителей в день.

Вызов расхожему мнению, что только знаменитости привлекают толпы зрителей, бросила швейцарская художница Пипилотти Рист, чья персональная выставка стала четвертой по популярности в этот же шестилетний период. Посмотреть на ее инсталляции в MoMA, в котором, между прочим, состоялось 17 из 20 самых популярных в Америке выставок последних шести лет, приходило по 6186 посетителей в день. Москвичи могли ознакомиться с видеороликами Пипилотти Рист, например, во время II Московской международной биеннале современного искусства (2007), когда в московском Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева было представлено сразу несколько ее видеоинсталляций на выставке «Пей мой океан».

Правда, данные о количестве посетителей, пришедших на Марину Абрамович и Пипилотти Рист в Москве, к сожалению, отсутствуют. Но, может быть, ситуация изменится, если к нам привезут Яёи Кусаму в смирительной рубашке, разукрашенной веселеньким горошком?

Материалы по теме
Просмотры: 9134
Популярные материалы
1
В ГМИИ им. Пушкина покажут коллекцию Фонда Louis Vuitton
65 произведений послевоенного и современного искусства 20 художников из разных стран займут все три этажа Волхонки, 14 и в известной мере изменят привычные интерьеры.
10 июня 2019
2
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
3
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее
Более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Сергея Щукина и его братьев встречаются в долгожданном выставочном проекте, заняв весь второй этаж главного здания музея.
11 июня 2019
4
Мы Иван Голунов
Мы присоединяемся к кампании солидарности с арестованным журналистом Иваном Голуновым и публикуем его материал о реставрации фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ.
10 июня 2019
5
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
6
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
7
Александр Вихров: «Жизнь Наполеона много ярче приключенческого романа»
Наполеоника — популярная тема у коллекционеров во всем мире. Обладатель обширного собрания произведений искусства и мемориальных вещей, связанных с Наполеоном Бонапартом, Александр Вихров рассказал о своем восприятии этой исторической личности.
10 июня 2019
8
Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля
На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме.
11 июня 2019
9
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
10
Выставка «Сны без Фрейда» проходит в музее «Эрарта»
Эпиграфом к выставке стало эссе китайского философа IV века до н.э. Чжуан-цзы о бабочке.
10 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru