Приключения итальянца в Восточной Европе

Бернардо Беллотто. «Руины Кройцкирхе в Дрездене»
Бернардо Беллотто. «Руины Кройцкирхе в Дрездене»

Так сложилось, что уроженец Венеции, ведутист Бернардо Беллотто (1722–1780) больше известен как Каналетто. Дело в том, что он сам для успешности своей карьеры решил подписываться фамилией своего знаменитого дяди, Джованни Антонио Каналетто (1697–1768), тем самым вызвав в дальнейшем путаницу в атрибуции их работ, особенно видов Венеции. К тому же первое время, до того как покинуть Италию, Беллотто находился под влиянием живописи своего дяди, но впоследствии отошел от нее.

Заказчики у них тоже были разные. Каналетто ориентировался в основном на английскую знать, французских и немецких аристократов и богатых буржуа, совершавших модные в XVIII веке гранд-туры. Беллотто всю свою жизнь был придворным художником.

В 1747 году курфюрст Саксонии и король Польши Фридрих Август II пригласил Беллотто в Дрезден. Спустя год он оставил венецианца при дворе, назначив ему самое высокое жалование, когда-либо выплачивавшееся придворному художнику. Беллотто писал виды Дрездена, большие панорамы с дворцами курфюрста, живописные окрестности города.

Но удача закончилась, когда началась Семилетняя война и пруссаки оккупировали и разрушили город. Тогда саксонская правительница Мария-Жозефина предложила художнику перебраться в Вену, где он прожил с 1758 по 1860 год, а затем по ее рекомендации отправился в Мюнхен. Недавно отреставрированные два вида Нимфенбургского замка в Баварии (оба — 1761), написанные по заказу курфюрста Баварии Максимилиана III, — в центре этой выставки, включающей 65 картин, рисунков и гравюр Беллотто.

Однако через год, после безуспешной попытки вновь найти работу в Дрездене, художник ненадолго отправляется даже в Россию, но, не найдя пристанища и здесь, в 1768 году останавливается в Варшаве. Избранный после кончины Августа III королем Станислав II назначает его придворным художником. В Варшаве Беллотто и умер в возрасте 58 лет. Кстати, его виды польской столицы настолько скрупулезно точны в изображении площадей, улиц и даже декора церквей и зданий, что, восстанавливая после Второй мировой войны исторический центр города, реставраторы пользовались ими как надежной подсказкой.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+