18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московских художников выгоняют из мастерских

Московский союз художников (МСХ) обратился с петицией к мэру Москвы Сергею Собянину, требуя остановить изъятие у художников творческих мастерских.

История творческих мастерских уходит корнями в 2000 год, когда правительство Москвы во главе с мэром Юрием Лужковым поручило Департаменту имущества города передать международным творческим организациям, творческим союзам Российской Федерации и столицы в безвозмездное пользование сроком на 25 лет нежилые помещения творческих студий. На процесс передачи мастерских отвели три года, и в 2003 году власти города внесли небольшие изменения в первоначальное постановление, окончательно передав в безвозмездное пользование сроком на 25 лет помещения мастерских следующим организациям: Региональной общественной организации «Московский союз художников», Московскому отделению Общероссийской общественной организации «Творческий союз художников России», Московскому отделению Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», Общественному фонду «Международный художественный фонд», Межрегиональной общественной организации «Союз московских архитекторов» и Региональной общественной организации «Союз дизайнеров Москвы». Помимо долгосрочного пользования, документ также предоставлял льготы на оплату услуг тепло-, электро- и водоснабжения и вывоз мусора, правда лишь до 2004 года.

В 2008 году Лужков подписал еще одно постановление правительства города, по которому нежилые помещения творческих мастерских, используемые художниками на правах аренды, переходили в безвозмездное пользование с правом дальнейшей пролонгации. Другими словами, переоформили право творческих союзов на безвозмездное пользование нежилыми помещениями.

Несмотря на это постановление, Департамент имущества города Москвы по необоснованным причинам отказывал в передаче прав на безвозмездное пользования рядом мастерских. Так, художник Анатолий Кубрин, член Международного художественного фонда, один из немногих российских мастеров маркетри, сегодня оказался практически выселенным из мастерской именно из-за отсутствия договора на право собственности. Более того, сам Международный художественный фонд отказался от этой мастерской, тем самым лишив художника какой-либо правовой поддержки.

По данным МСХ, подобным образом оказались неоформленными 172 помещения мастерских. Эта история могла бы не иметь конца в силу бесконечных судебных разбирательств, однако 10 сентября 2014 года правительство Москвы опубликовало постановление, которое без каких-либо объяснений отменило все предыдущие документы о передаче художникам права пользования мастерскими.

Как сообщает МСХ, с сентября мастерские стали опечатываться, в том числе вместе с имуществом. Департамент городского имущества города Москвы при этом никаких комментариев не дает, в связи с чем художники и обращаются к Сергею Собянину с просьбой остановить их выселение из творческих мастерских.

На сайте департамента заявлено, что в собственность МСХ было передано более 1,5 тыс. помещений общей площадью 157 тыс. м2, однако многие из них используются не по назначению, в связи с чем необходимо провести общую проверку.

Константин Худяков, художник, президент Творческого союза художников России, прокомментировал ситуацию следующим образом: «Творческий союз художников России имеет всего 250 мастерских, а у Московского союза художников 3,5 тыс. мастерских, часть из которых не была оформлена документально на право безвозмездного пользования. Что такое неоформленные мастерские? Художники платили за аренду и коммунальные услуги, притом что год назад правительство Москвы приняло решение об увеличении арендной платы в два раза (можете представить, что она стала 3,5 тыс. руб. в год за 1 м2?!), а оформить свои мастерские документально никак не могли. Это невыносимые условия. И это катастрофа не только для художников, но и для всех общественных организаций, которые занимаются культурой, благотворительностью: и инвалидами, и ветеранами, и детьми с ограниченными возможностями. Это большое количество мастерских, и это судьбы. Причем люди получили мастерские в советское время, даже не получали, а находили сами эти подвалы, сами их ремонтировали, сами оформляли. Никто из сегодняшнего правительства, из этого государства никогда эти мастерские не давал». По словам Худякова, возможно, и были единичные случаи, когда кто-то неправомерно пользовался помещением — в семье не без урода, — но это не стало системным явлением. Мастерские по-прежнему используются самими художниками.

«Я являюсь председателем правления Центра современного искусства «М’АРС». Мы сами строили свое здание, Москва вообще ни копейки не внесла в строительство. Нам сдали помещение после строительства в льготную аренду, которая действительно тогда стоила копейки. Но в течение этого времени, почти 15 лет, цена возросла в десятки раз и стала просто невыносимой: мы должны были платить в месяц миллион с лишним рублей за аренду. Вы можете себе представить? Это общественная организация, которая должна заниматься выставками, исследованиями в области культуры. У нас нет никаких предприятий, магазинов, мы не спекулируем на рынке ценных бумаг», — рассказывает Худяков. По мнению художника, Департамент городского имущества — чудовище и монстр. «Это организация, с которой разговаривать нам, руководителям союзов, абсолютно бессмысленно», — считает он. По его словам, некоторые чиновники объясняют причины массового изъятия мастерских увеличением города в два раза, необходимостью платить пенсии, ремонтировать дороги и прочее, то есть заботиться о процветании города — в данном случае за счет культуры. «Чудовища! Других слов нет. Этот вопрос не может решить заместитель Собянина. Это может решить сам Собянин, который абсолютно герметично закрыт», — заключает Худяков.

Противоположной точки зрения придерживается Анатолий Осмоловский, художник, куратор и ректор Института современного искусства «База», который, в свою очередь, поддерживает инициативу властей города. Он сообщил в социальных сетях, что Союз художников нужно запретить как исчерпавшую себя организацию, а выставочные залы — отобрать, поскольку это пережиток сталинизма. «Искусство должно жить само, без государства! Помогать надо только и исключительно молодым. А если художник зрелый, или тем более старый, и не может платить, то какой это художник? Я считаю, что МСХ — это «кощеева игла» сталинизма. Именно ее надо сломать!!!» — комментирует ситуацию Осмоловский. По его словам, отбирать можно двумя методами: сталинским — насильственно — и либеральным — поднять до рыночных все ставки. «Тысячи (а то и десятки тысяч) плохих художников занимают помещения, ничем там не занимаясь, а часто просто сдавая эти помещения невесть кому и непонятно почему. Особенно много таких среди сынков и внучек «великих» советских художников. А если кто и работает, то действительно делают откровенно коммерческую продукцию. Почему коммерческому по сути искусству должны быть какие-то послабления? Всех, кто не платит, на улицу! Ногой под зад!» — подытожил Анатолий Осмоловский.

Петицию в защиту прав художников на мастерские можно подписать на здесь.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+