18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Положили и забыли: изображения десяти апостолов, датируемые XVII веком, «завалялись» за книжным шкафом

№28
Материал из газеты

Найденные в кафедральном соборе Дарема реликвии примут участие в выставке — как только будут улажены вопросы правообладания

Десять крупных изображений апостолов были найдены в кафедральном соборе Дарема. Реликвии обнаружили за книжными стеллажами. По всей вероятности, картины были похищены англичанами в 1702 году в битве при Кадисе в ходе войны за испанское наследство (1701–1714). Пока выясняется, кому принадлежат права на них, изображения уже запрошены для выставки. Полиптих удалось разыскать благодаря Эндрю Бересфорду, специалисту по испанской культуре Даремского университета. Он и не подозревал о существовании работ, пока не наткнулся на статью о них в местной газете 1935 года. Бересфорд сразу же связался с управляющими собором. «Мы обнаружили десять апостолов за книжным шкафом, где они тихо-мирно пылились», — рассказывает ученый. Для исследования испанских работ XVII века была собрана команда экспертов.

Вероятно, апостолы стали жертвой мародерства: их привез в Англию Эдвард Грегори, капеллан военно-морского судна, участвовавший в битве при Кадисе. По наследству они перешли к его сыну, канонику кафедрального собора в Дареме. Его вдова продала полиптих настоятелю собора в 1753 году за 42 гинеи — картины повесили в библиотеке. В начале XIX века апостолов перевезли в Даремский замок рядом с собором, принадлежавший тогда епископу. Согласно описям и архивным документам 1836 года, они висели в главном зале комплекса, который датируется концом XIV века. На следующий год епископ передал Даремский замок университетскому колледжу, старейшему учебному заведению города, и здание стало студенческим общежитием. Главный зал переделали в столовую, и апостолы, доставшиеся колледжу вместе с замком, повидали несколько поколений студентов. Картины потемнели, покрылись слоем копоти и жира: дым и гарь от светильников и из расположенной рядом кухни сделали свое черное дело.

В 1949 году апостолов перевезли из зала в художественный Музей Боуз в графстве Дарем. Там их сразу отправили в хранилище и забыли. Полиптих вернулся в Дарем в 2001 году, когда музей реконструировал свои запасники; картины передали собору. Но на стенах для десяти больших картин оказалось мало места, поэтому их просто положили на самую дальнюю, заднюю полку металлических стеллажей археологического архива. Их не видели — и о них забыли. Впрочем, в соборе подчеркивают, что апостолы не «тихо-мирно пылились», а, наоборот, «надежно хранились», искусствоведам же их так долго не показывали просто потому, что сотрудники были заняты другими делами.

Картины, каждая 1,8 м высотой, не были должным образом исследованы. Работы сильно загрязнены и нуждаются в очистке.

Хотя изображения, скорее всего, были похищены в Испании, маловероятно, что их потребуют обратно на родину: для подачи иска прошло слишком много времени — 300 лет. Но кому они принадлежат: настоятелю и главе кафедрального собора в Дареме, купившему их в 1753 году, или Университету Дарема, которому замок, а вместе с ним и картины, были переданы в пользование в 1837 году? Вопрос о праве собственности пока не выяснен. Сначала пресс-секретарь собора заявил, что «картинами владеет Даремский собор, и университет это признает». А уже через несколько часов он сказал, что «владелец работ устанавливается», — следовательно, университет уступать свои права не собирается. В течение последних нескольких недель обсуждалась также возможность совместного владения, хотя администрация собора, очевидно, такой вариант исключает.

Юридические вопросы необходимо срочно решать, потому что Оклендский замок хочет одолжить часть работ на выставку Тайные сокровища. Испанское искусство в графстве Дарем. Выставка проходит в рамках реставрационного проекта епископства Окленда. Трастовый фонд Оклендского замка даже предложил финансировать восстановление трех картин. Но времени до выставки осталось очень мало, так что пока в планах — вернуть первоначальный вид хотя бы одной из работ, чтобы показать посетителям, как они выглядят на самом деле. Тем не менее все консервационные работы и передача должны быть согласованы с юридическим владельцем. Пока искусствоведы не могут определить и автора картин. Предположительно, это испанский художник XVII века, работавший в окрестностях Кадиса. Вероятно, когда изображения будут очищены от копоти и должным образом исследованы, атрибутировать их будет легче. Если стороны смогут прийти к соглашению и три картины все-таки примут участие в выставке, ученые получат возможность обсудить, кто же является автором произведений.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+