18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Положили и забыли: изображения десяти апостолов, датируемые XVII веком, «завалялись» за книжным шкафом

№28
Материал из газеты

Найденные в кафедральном соборе Дарема реликвии примут участие в выставке — как только будут улажены вопросы правообладания

Десять крупных изображений апостолов были найдены в кафедральном соборе Дарема. Реликвии обнаружили за книжными стеллажами. По всей вероятности, картины были похищены англичанами в 1702 году в битве при Кадисе в ходе войны за испанское наследство (1701–1714). Пока выясняется, кому принадлежат права на них, изображения уже запрошены для выставки. Полиптих удалось разыскать благодаря Эндрю Бересфорду, специалисту по испанской культуре Даремского университета. Он и не подозревал о существовании работ, пока не наткнулся на статью о них в местной газете 1935 года. Бересфорд сразу же связался с управляющими собором. «Мы обнаружили десять апостолов за книжным шкафом, где они тихо-мирно пылились», — рассказывает ученый. Для исследования испанских работ XVII века была собрана команда экспертов.

Вероятно, апостолы стали жертвой мародерства: их привез в Англию Эдвард Грегори, капеллан военно-морского судна, участвовавший в битве при Кадисе. По наследству они перешли к его сыну, канонику кафедрального собора в Дареме. Его вдова продала полиптих настоятелю собора в 1753 году за 42 гинеи — картины повесили в библиотеке. В начале XIX века апостолов перевезли в Даремский замок рядом с собором, принадлежавший тогда епископу. Согласно описям и архивным документам 1836 года, они висели в главном зале комплекса, который датируется концом XIV века. На следующий год епископ передал Даремский замок университетскому колледжу, старейшему учебному заведению города, и здание стало студенческим общежитием. Главный зал переделали в столовую, и апостолы, доставшиеся колледжу вместе с замком, повидали несколько поколений студентов. Картины потемнели, покрылись слоем копоти и жира: дым и гарь от светильников и из расположенной рядом кухни сделали свое черное дело.

В 1949 году апостолов перевезли из зала в художественный Музей Боуз в графстве Дарем. Там их сразу отправили в хранилище и забыли. Полиптих вернулся в Дарем в 2001 году, когда музей реконструировал свои запасники; картины передали собору. Но на стенах для десяти больших картин оказалось мало места, поэтому их просто положили на самую дальнюю, заднюю полку металлических стеллажей археологического архива. Их не видели — и о них забыли. Впрочем, в соборе подчеркивают, что апостолы не «тихо-мирно пылились», а, наоборот, «надежно хранились», искусствоведам же их так долго не показывали просто потому, что сотрудники были заняты другими делами.

Картины, каждая 1,8 м высотой, не были должным образом исследованы. Работы сильно загрязнены и нуждаются в очистке.

Хотя изображения, скорее всего, были похищены в Испании, маловероятно, что их потребуют обратно на родину: для подачи иска прошло слишком много времени — 300 лет. Но кому они принадлежат: настоятелю и главе кафедрального собора в Дареме, купившему их в 1753 году, или Университету Дарема, которому замок, а вместе с ним и картины, были переданы в пользование в 1837 году? Вопрос о праве собственности пока не выяснен. Сначала пресс-секретарь собора заявил, что «картинами владеет Даремский собор, и университет это признает». А уже через несколько часов он сказал, что «владелец работ устанавливается», — следовательно, университет уступать свои права не собирается. В течение последних нескольких недель обсуждалась также возможность совместного владения, хотя администрация собора, очевидно, такой вариант исключает.

Юридические вопросы необходимо срочно решать, потому что Оклендский замок хочет одолжить часть работ на выставку Тайные сокровища. Испанское искусство в графстве Дарем. Выставка проходит в рамках реставрационного проекта епископства Окленда. Трастовый фонд Оклендского замка даже предложил финансировать восстановление трех картин. Но времени до выставки осталось очень мало, так что пока в планах — вернуть первоначальный вид хотя бы одной из работ, чтобы показать посетителям, как они выглядят на самом деле. Тем не менее все консервационные работы и передача должны быть согласованы с юридическим владельцем. Пока искусствоведы не могут определить и автора картин. Предположительно, это испанский художник XVII века, работавший в окрестностях Кадиса. Вероятно, когда изображения будут очищены от копоти и должным образом исследованы, атрибутировать их будет легче. Если стороны смогут прийти к соглашению и три картины все-таки примут участие в выставке, ученые получат возможность обсудить, кто же является автором произведений.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+