18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Лузеры всех стран, соединяйтесь!»

«Лузеры всех стран, соединяйтесь!» — так закончила свою речь в стенах легендарного венского Сецессиона, колыбели модерна, российский критик, куратор, историк искусства Екатерина Деготь. Это случилось 6 ноября на торжественной церемонии вручения Премии имени Игоря Забела в области культуры и теории, главным лауреатом которой она стала в этом году. Екатерина Деготь получила груду металлических букв, из которых складывается название приза, из рук дочери Забела — словенского куратора и теоретика искусства, в 1990-е и в начале 2000-х имевшего тесные связи с московской художественной сценой. В зале сидели родители Забела, а также прежние лауреаты премии, что создавало впечатление съезда большой интернациональной семьи, разделяющей общие взгляды и убеждения.

Екатерина Деготь назвала свою речь «список фиаско» и посвятила ее череде неудач, провалов и разочарований, которые двигали ее карьеру, заставляя искать новые возможности и области применения своих идей: академический искусствовед, колумнист рупора новой российской буржуазии — газеты «Коммерсантъ», редактор полемического интернет-портала, куратор, наконец, нынешний статус публичного интеллектуала, арт-директора Академии мирового искусства в Кельне. В своей речи Екатерина Деготь помянула Александра Герцена и призвала всех, чувствующих себя в меньшинстве, не сдаваться и не отказываться от критического отношения ни к себе, ни к действительности. Ее эмоциональное выступление было встречено восторженными аплодисментами.

По словам Екатерины Деготь, одним из главных инструментов критического анализа и осмысления действительности является марксистская теория, которая почти совсем стерта и забыта в современной России. Именно поэтому, пользуясь правом лауреата выбрать одного из получателей трех так называемых рабочих грантов премии, она выбрала Кирилла Медведева, российского поэта, писателя и активиста, на свой страх и риск учредившего «Свободное марксистское издательство», переводящее на русский язык классические тексты современной марксистской теории. Состоявшийся накануне в венском Музее современного искусства (MUMOK) «паблик-ток» российских лауреатов на тему неопатриотизма и возможностей диссидентства прошел с аншлагом: местная публика из первых уст хотела услышать, что происходит в России.

Не меньше интереса вызвал обаятельный литературный перформанс победителя из Словении Миклавжа Комеля — искусствоведа, поэта и переводчика из Любляны. По определению жюри, его интерес сосредоточен на искусстве, которое получает мало внимания, и на художниках, про которых часто забывают. По словам самого победителя, это близкое бывшим гражданам Югославии «партизанское» творчество, антология которого составила 600 страниц, и теперь оно представлено и в коллекции Музея современного искусства (Moderna Galerija) в Любляне. Миклавж Комель поднял насущный вопрос: учитывая, что премия поддерживается старейшим австрийский кредитным учреждением Erste, как свободному художнику следует благодарить своего спонсора?

Большой резонанс вызвало и выступление на церемонии вручения премии цыганки из Будапешта Тимеи Юнгхаус, вопреки всем трудностям, связанным с ее происхождением, и благодаря полученному от премии гранту сумевшей не просто получить образование историка искусства, но и организовать первую в истории галерею современного цыганского искусства и даже добиться участия цыган в Венецианской биеннале.

По правилам премии в международное жюри всегда входят куратор, критик и художник. В этот раз жюри составили философ Кети Чухров (Москва), художник и архитектор Аполония Шуштершич (Любляна), а также куратор и замдиректора музея MUMOK Райнер Фукс (Вена).

По словам Кети Чухров, для жюри было важно, чтобы лауреаты премии были не просто выдающимися кабинетными теоретиками или социальными активистами, но чтобы они совмещали эти амплуа. Она подчеркнула, что Екатерина Деготь удостоена премии за такие кураторские проекты, как Бергенская ассамблея в Норвегии (совместно с Дэвидом Риффом), выставка «Борьба за знамя» о советском искусстве 1930-х годов и другие, — проекты, вызывающие дискуссии и предлагающие новые взгляды в том числе на советское наследие. Жюри также упомянуло недавнюю статью Екатерины Деготь, опубликованную в интернациональном журнале e-flux и посвященную тому, стоит ли бойкотировать биеннале Manifesta 10 в Санкт-Петербурге или все же международное арт-сообщество не должно отворачиваться от своих собратьев в России, несмотря на всю остроту новой политической ситуации.

Среди гостей церемонии были члены российской группы «Что делать?», которые в конце ноября открывают в Сецессионе выставку. Примечательно, что именно адепты художественного активизма оказались первыми русскими художниками, удостоившимися чести быть показанными в этом легендарном месте, связанном с одной из самых громких революций в искусстве.

ДОСЬЕ

Премия имени Игоря Забела в области культуры и теории впервые была присуждена в 2008 году хорватскому кураторскому коллективу What, How & for Whom (WHW). Петр Пиотровский, искусствовед и бывший директор Варшавского национального музея, получил приз в 2010 году, а македонский искусствовед Сюзана Милевска была награждена в 2012-м. Следующая премия будет вручена в 2016 году. Общий призовой фонд составляет €76 тыс.: главный приз в размере €40 тыс. и три гранта по €12 тыс.

Игорь Забел (1958–2005) — словенский куратор, писатель и теоретик культуры, философ, литературный и художественный критик, переводчик, наставник для новых поколений кураторов и критиков современного искусства. В 2003 году стал знаменит выставкой «Индивидуальные системы» на Венецианской биеннале, в которую включил и художников круга московского концептуализма.

Ассоциация Игоря Забела в области культуры и теории была основана в феврале 2008 года членами семьи Забела и фондом Erste. Цель ассоциации — популяризация трудов Игоря Забела, а также привлечение внимания к влиянию, которое они до сих пор оказывают; особенно это касается работы в области визуального искусства, а также продвижению теории и современной кураторской практики путем организации различных общественных программ для улучшения обмена знаниями и создания сетей в области визуальных искусств и культуры Центральной и Юго-Восточной Европы, а также за ее пределами.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+