Три самые интересные выставки недели

А.В.Шевченко. Обнаженная с лимоном. 1931 Бумага, гуашь. 16,2 x 15,5. Третьяковская галерея
А.В.Шевченко. Обнаженная с лимоном. 1931 Бумага, гуашь. 16,2 x 15,5. Третьяковская галерея

Современные австрийские художники в Москве, продолжение темы обнаженного тела в русском искусстве в Третьяковке, шедевры русской пикториальной фотографии в Мультимедиа Арт Музее.

Выставка современного австрийского искусства, которая сейчас проходит в Государственном центре современного искусства, объехала уже полмира и даже успела пройти в нижегородском филиале центра. На ней представлены все поколения австрийских художников, которые активно проявили себя на местной и международной художественной сцене. Работы в разных жанрах и техниках, свойственных для современного искусства (живопись, инсталляции, видео, арт-объекты), здесь тем не менее демонстрируют те черты, которыми отличается именно австрийское искусство: они остроумны, провокативны и в то же время изящны по исполнению. Так, инсталляция Tyrranis Франца Капфера — тонкая пародия на фонтаны имперской Вены. Дэвид Мойзес и Янки Крис придумали «Машину для создания искр гениальности». Есть там и «хулиганская» работа — серия фотографий Кэтрин Больт, которая обнимает разные скульптурные памятники в общественных местах. Но и она скорее говорит о любви их автора к искусству, чем о желании провоцировать зрителя.

Третьяковская галерея продолжает тему обнаженного тела в русском искусстве, после живописи теперь представляя рисунок XIX–XX веков. Надо сказать, что тема обнаженки в рисунке получила свой импульс после того, как в 1893 году в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и одновременно в Императорской академии художеств Санкт-Петербурга открыли класс женской натуры. В этом жанре с рубежа XIX–XX веков работали все художники, но на выставке особое внимание уделили тем мастерам, для которых рисунок стал самоценным жанром, а не подготовительным этапом к созданию живописного произведения. Всего в экспозиции около 200 работ из фондов ГТГ в разных техниках (акварели, пастели, рисунке углем и других) и стилях. А имена их авторов составляют гордость русского искусства: Валентин Серов, Кузьма Петров-Водкин, Михаил Ларионов, Зинаида Серебрякова и многие другие.

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка одного из лучших в истории пикториальной фотографии авторов — Юрия Еремина (1881–1948). Пикториалисты хотели приблизить снимок к живописному произведению, используя для этого специальную аппаратуру и технику печати. Еремин, который много путешествовал, изучал классическое искусство и даже посещал в Париже класс рисунка Академии Жюлиана и курсы философии в Сорбонне, выбрал делом жизни именно пикториальную фотографию. Один из его первых снимков в этой технике, пейзажный, получил золотую медаль на фотографической выставке в Ницце. Он остался верен любимой технике даже когда в СССР в 1930-е ее объявили «идеологически вредной». Рискуя быть арестованным, он продолжал, уже тайно, печатать фотографии в ванной комнате коммуналки, где жил. До нас дошли 2,5 тыс. его негативов. Лучшие же из произведений Еремина, настоящие шедевры (портреты, пейзажи, городские виды), можно увидеть на этой выставке.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+