18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

В Эрмитаже реставрируют портреты императриц и великих княгинь

№92
Материал из газеты

Полотна мало знакомы зрителю, теперь же некоторые из них поместят в постоянную экспозицию

Специалисты Государственного Эрмитажа работают над реставрацией портретов императриц и великих княгинь. Она ведется в рамках долгосрочной программы «Великие женщины российского императорского двора», которую поддерживает Петербургский нефтяной терминал. Уже завершен портрет Екатерины II, идет работа над парадным изображением великой княгини Елизаветы Алексеевны. Близка к финалу реставрация портрета Марии Федоровны, второй жены Павла I.
Эти полотна мало знакомы широкому зрителю: на протяжении XX века большинство из них находилось в запасниках. Как, например, портрет Марии Федоровны кисти французской художницы Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842), больше 100 лет хранившийся накатанным на вал. На этом парадном портрете императрица изображена в малой императорской короне перед троном, рядом на кушетке лежит свиток с планом Воспитательного дома для благородных девиц, находившегося под ее покровительством. В то время модели уже исполнилось 40 и она была матерью 10 детей, но на портрете выглядит как юная принцесса.

Специалисты изготовили для полотна новый подрамник, сняли слои потемневшего лака и укрепили красочный слой. По словам Алексея Никольского, художника-реставратора высшей категории лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа, мастерам удалось предотвратить осыпания краски, убрать так называемые грядки — отставания красочного слоя со вздутиями, которые сейчас не видны. Процесс оказался трудоемким, и он еще не завершен, идет работа над тонировками и ретушью. «Сложности были связаны и с размером картины, — поясняет Алексей Никольский. — Его несколько раз меняли, загибая края холста с красочным слоем, вероятно, при перемещении в другие интерьеры. В 1860-х годах, видимо к 100-летию Виже-Лебрен, портрету вернули первоначальный формат и он занял место в Романовской галерее, где экспонировался до 1918 года. Нам удалось сохранить красочный слой на местах заломов холста».

Непростая судьба была и у портрета Екатерины II работы Пьера Этьенна Фальконе (1741–1791). Он тоже весь XX век находился в запасниках. Исследования в инфракрасном спектре показали, что художник воспользовался холстом с уже имевшимся изображением на античный сюжет. Известно, что для этого портрета императрица позировала лишь один раз. За тот сеанс Фальконе успел написать лицо, сделать набросок фигуры. И потом долго работал над деталями костюма и интерьера, над изображением любимой левретки императрицы. Впервые отреставрированный портрет показали год назад на выставке «Это сам Потемкин!». Вскоре полотно зай­мет место в постоянной экспозиции.

В фондах Государственного Эрмитажа находятся десятки портретов императриц и великих княгинь, которые в рамках проекта будут отреставрированы и появятся в экспозиции. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+