Нос клипера «Катти Сарк» снова украсит фигура юной ведьмы

№92, июнь 2021
№92
Материал из газеты

Гальюнную фигуру с «Катти Сарк» вернут к первоначальному замыслу — образу молодой ведьмы из поэмы Роберта Бернса «Tэм О’Шентер», чьим именем назвали знаменитое судно

Голова оригинальной носовой фигуры «Катти Сарк» была утрачена в 1870-х годах. Фото: Maritima Woodcarving
Голова оригинальной носовой фигуры «Катти Сарк» была утрачена в 1870-х годах.
Фото: Maritima Woodcarving

Чайный клипер «Катти Сарк», спущенный на воду в 1869 году, был построен для того, чтобы победить в гонке судов, доставляющих на европейский рынок свежий урожай чая. Корабль назвали по имени молодой ведьмы из поэмы Роберта Бернса «Тэм О’Шентер» — «смазливой девчонки», которая танцевала на шабаше в своей «короткой сорочке» (так название судна переводится с шотландского языка). Первоначально на носу корабля красовалась ровно такая юная соблазнительная фигура с развевающимися на ветру волосами.

С тех пор как в 1950-х «Катти Сарк» отреставрировали, поставили в сухой док и превратили в музей, его украшает более сдержанная носовая фигура, успевшая стать одной из достопримечательностей Гринвича и знакомая миллионам телезрителей по всему миру благодаря трансляциям лондонского марафона, участники которого пробегают мимо корабля. Однако недавно выяснилось, что фигура сгнила изнутри.

«Заметив, что на краю краска чуть пошла пузырями, мы сняли ее для обследования и быстро поняли, что проблема серьезная», — рассказывает Саймон Томпсон, заведующий хранением кораблей в Королевских музеях Гринвича. Решено было не реставрировать деревянную скульптуру, а заменить ее на более соответствующую оригинальному замыслу. Стоимость проекта, частично финансируемого за счет открытого сбора средств, составила £50 тыс. «В поисках подходящего мастера мы обращались за советом ко многим экспертам и раз за разом получали ответ, что нам нужен Энди Питерс», — рассказывает Томпсон.

Энди Питерс в процессе работы над новой носовой фигуры для клипера. Фото: Maritima Woodcarving
Энди Питерс в процессе работы над новой носовой фигуры для клипера.
Фото: Maritima Woodcarving

Питерс известен на международном уровне как один из последних и самых искусных корабельных резчиков по дереву, хотя сам он подчеркивает, что раньше такие мастерские были в каждом порту и на каждой верфи. Впрочем, его собственная мастерская располагается вдали от моря, в оксфордширском городе Уотер­сток. Он по-прежнему работает исключительно вручную, используя традиционные техники. Почти десятилетие он трудился над «Гётеборгом», репликой шведского ост-индского корабля, для которого в числе прочего создал пятиметровую носовую фигуру в форме льва, вырезанную из 3 т древесины.

Питерс преклоняется перед мастерством Фредерика Хелльера, происходившего из знаменитой династии резчиков. Именно Хелльер создал оригинальную носовую фигуру для «Катти Сарк», голова которой была утрачена в шторме в 1870-х годах. Автором же дошедшей до нас версии стал Артур Левисон. «Он работал во времена, когда денег было мало, а ресурсы ограниченны», — говорит Питерс и добавляет, что «его отец был очень хорошим резчиком».

По счастью, у Питерса появилась возможность использовать набросок, сделанный для оригинальной фигуры. Он был недавно обнаружен в семейном архиве внучки Геркулеса Линтона, спроектировавшего и сам корабль, и носовую фигуру. «В поэме Бернса Тэм зачарован ее красотой, и я надеюсь, что моя версия будет ближе к оригиналу», — говорит Питерс. Этим летом созданная им фигура прибудет в Гринвич для финальной обработки древесины, покраски и золочения. Корабль уже давно пережил свой расчетный срок службы, составляющий всего несколько десятилетий. Есть надежда, что новая носовая фигура окажется не менее долговечной.  

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+