18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Живопись души: Трейси Эмин и Эдвард Мунк в Лондоне

№88
Материал из газеты

В Королевской академии художеств на выставке «Одиночество души» соединили произведения Трейси Эмин и Эдварда Мунка — художников, разделенных столетием. После Лондона она отправится в Осло и станет первым проектом в новом Музее Мунка

В 1989 году еще студентка Королевского колледжа искусств Трейси Эмин вынесла из своей мастерской все картины, которые смогла утащить, разбила их вдребезги кувалдой во дворе учебного заведения, а остатки выбросила в контейнер для мусора.

Искалеченные полотна были частью корпуса произведений, который она потом лишь наполовину в шутку называла своим «византийско-фресково-мунковским периодом». В этих беззастенчиво основанных на творчестве Эдварда Мунка ученических работах Эмин напрямую обращается к художнику, родившемуся за век до нее и разделявшему ее навязчивое стремление разметить неизведанную территорию психической жизни. В последнее десятилетие Эмин вновь возвращается к живописи. 

«Трейси Эмин/Эдвард Мунк. Одиночество души» — полный отчаяния дуэт великих мастеров исповеди в искусстве. Получив от Музея Мунка в Осло (который отныне будет носить название Munch и куда выставка отправится этим летом) полную свободу, Эмин отобрала 19 картин маслом и акварелей норвежского художника и объединила их с почти тремя десятками собственных живописных, неоновых и скульптурных работ. С тех самых пор, как в возрасте 15 лет художница впервые открыла альбом, посвященный европейскому экспрессионизму, Мунк стал для нее «другом в искусстве».

С первых шагов по экспозиции мы убеждаемся в их общей увлеченности внутренней жизнью, которую Мунк называл “sjaelemaleri”, или «живописью души». Рядом с вводным текстом висят автопортреты обоих художников с явными следами бессонницы на лицах. Они встречают посетителей усталым взглядом, лежа в неудобных, скрюченных позах на неубранных постелях. Подобные интимные сцены превалируют во всех трех следующих залах, и очень часто Мунк и Эмин изображают в них самих себя. «Не нужно больше писать интерьеры, — провозглашал Мунк в «Манифесте Сен-Клу» в 1889 году, — без живых людей, которые дышат, и чувствуют, и страдают, и любят».

Многие из его вещей выбраны явно за формальную перекличку с искаженными судорогой телами, которые изображает Эмин. Угловатые линии повернутой к зрителю промежности и запрокинутой левой ноги в «Пожираемой тобой» (2014) перекликаются с висящей напротив картиной «Сидящая обнаженная. Утро» (1922–1925) — чутким рассуждением о расфокусированной боли пробуждения рядом с нелюбимым человеком. Пронзительную «Каждая частица меня продолжала любить тебя» (2018) Эмин, душераздирающее скопление стекающей кроваво-красной краски, сосредоточенное у лица фигуры, обрамляют две стоящие обнаженные Мунка: на одной изломанная женщина плачет багровыми слезами, а лицо второй настолько абстрактно, что кажется обезображенным.

Но, как и у всех настоящих творцов, работы Эмин больше ее собственной биографии. И Мунк знал, что алхимия происходит в тот момент, когда личные страдания переплавляются в истории, которые находят отклик в каждом из нас. И когда такая алхимическая трансформация происходит в экспозиции Королевской академии, то ее продуктом становятся именно такие истории. 

Королевская академия художеств
Одиночество души
До 1 августа

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+