18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Живопись души: Трейси Эмин и Эдвард Мунк в Лондоне

№88
Материал из газеты

В Королевской академии художеств на выставке «Одиночество души» соединили произведения Трейси Эмин и Эдварда Мунка — художников, разделенных столетием. После Лондона она отправится в Осло и станет первым проектом в новом Музее Мунка

В 1989 году еще студентка Королевского колледжа искусств Трейси Эмин вынесла из своей мастерской все картины, которые смогла утащить, разбила их вдребезги кувалдой во дворе учебного заведения, а остатки выбросила в контейнер для мусора.

Искалеченные полотна были частью корпуса произведений, который она потом лишь наполовину в шутку называла своим «византийско-фресково-мунковским периодом». В этих беззастенчиво основанных на творчестве Эдварда Мунка ученических работах Эмин напрямую обращается к художнику, родившемуся за век до нее и разделявшему ее навязчивое стремление разметить неизведанную территорию психической жизни. В последнее десятилетие Эмин вновь возвращается к живописи. 

«Трейси Эмин/Эдвард Мунк. Одиночество души» — полный отчаяния дуэт великих мастеров исповеди в искусстве. Получив от Музея Мунка в Осло (который отныне будет носить название Munch и куда выставка отправится этим летом) полную свободу, Эмин отобрала 19 картин маслом и акварелей норвежского художника и объединила их с почти тремя десятками собственных живописных, неоновых и скульптурных работ. С тех самых пор, как в возрасте 15 лет художница впервые открыла альбом, посвященный европейскому экспрессионизму, Мунк стал для нее «другом в искусстве».

С первых шагов по экспозиции мы убеждаемся в их общей увлеченности внутренней жизнью, которую Мунк называл “sjaelemaleri”, или «живописью души». Рядом с вводным текстом висят автопортреты обоих художников с явными следами бессонницы на лицах. Они встречают посетителей усталым взглядом, лежа в неудобных, скрюченных позах на неубранных постелях. Подобные интимные сцены превалируют во всех трех следующих залах, и очень часто Мунк и Эмин изображают в них самих себя. «Не нужно больше писать интерьеры, — провозглашал Мунк в «Манифесте Сен-Клу» в 1889 году, — без живых людей, которые дышат, и чувствуют, и страдают, и любят».

Многие из его вещей выбраны явно за формальную перекличку с искаженными судорогой телами, которые изображает Эмин. Угловатые линии повернутой к зрителю промежности и запрокинутой левой ноги в «Пожираемой тобой» (2014) перекликаются с висящей напротив картиной «Сидящая обнаженная. Утро» (1922–1925) — чутким рассуждением о расфокусированной боли пробуждения рядом с нелюбимым человеком. Пронзительную «Каждая частица меня продолжала любить тебя» (2018) Эмин, душераздирающее скопление стекающей кроваво-красной краски, сосредоточенное у лица фигуры, обрамляют две стоящие обнаженные Мунка: на одной изломанная женщина плачет багровыми слезами, а лицо второй настолько абстрактно, что кажется обезображенным.

Но, как и у всех настоящих творцов, работы Эмин больше ее собственной биографии. И Мунк знал, что алхимия происходит в тот момент, когда личные страдания переплавляются в истории, которые находят отклик в каждом из нас. И когда такая алхимическая трансформация происходит в экспозиции Королевской академии, то ее продуктом становятся именно такие истории. 

Королевская академия художеств
Одиночество души
До 1 августа

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+