18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Кирилл Фирсов: «Железный век в ГИМе мы воссоздали с помощью „перемещенных ценностей“ из Берлина»

В Историческом музее до 15 июля работает выставка «Железный век. Европа без границ». Куратор проекта, главный хранитель отдела археологических памятников Кирилл Фирсов рассказал нам о подробностях этого сложного проекта

В чем особенность проекта «Железный век. Европа без границ» в Историческом музее?

В первую очередь то, что в основе выставки — памятники, которые были перемещены в 1945 году из Берлина в СССР. Она входит в серию выставок, работа над которыми идет уже около 20 лет: первой была «Эпоха Меровингов. Европа без границ» (2007), потом «Бронзовый век» (2013), и вот, наконец, настала очередь железного века. У нас уже сложился огромный авторский коллектив с российской стороны (ГИМ, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственный Эрмитаж) и немецкой. Когда-то эту исследовательскую работу впервые предложили начать именно немцы, которые просто не могли понять, где находятся те экспонаты, которые были у них изъяты.

Германская сторона знала, что эти предметы уцелели, или считала их погибшими?

Они знали, что вещи были у них вывезены, но что случилось с ними в дальнейшем — им было неизвестно: сохранились они или нет, где находятся, в каком музее. Мы начали изучение и выяснили, что в трех крупнейших музеях России хранится часть этой огромной коллекции. Началась очень долгая работа: выявление, научное описание, создание подробных каталогов. Вещи лежали в запасниках совершенно неисследованные и нередко в плохом состоянии, требующем реставрации. Кстати, у нас в каталоге этой выставки 720 страниц, такого еще не было — по двум предыдущим выставкам каталоги были меньше, потому что тут такое большое количество предметов. На этой выставке более 1300, при этом в Эрмитаже на выставке «Железный век» (ноябрь 2020 — февраль 2021) было чуть больше предметов. По сравнению с петербургским проектом мы немного изменили художественную и научную концепцию.

Эрмитаж — второй главный участник выставки. А кто еще в ней участвует?

Пропорционально участие музеев таково: Эрмитаж предоставил около 500 экспонатов, Исторический музей — более 500, ГМИИ — 98 вещей, Государственные музеи Берлина — 215 предметов. Привезенное из Германии — это остатки тех немецких археологических коллекций, единых комплексов (погребений, поселений, святилищ), основное ядро которых было перемещено в СССР. Причем, как показало наше исследование, принцип, по которому предметы распределялись в советское время, был совершенно произволен и непредсказуем, даже из одного археологического комплекса вещи почему-то попадали в разные музеи. На нашей выставке вещи из многих погребений впервые за почти 80 лет воссоединились в одной витрине. Скажем, вот витрина с объектами из кельтских «княжеских» погребений в Бессерингене (Саар, Германия): составные части колесницы, декоративные накладки остались в Берлине, золотая гривна оказалась в ГМИИ, а фрагмент кувшина — в Эрмитаже.

Что это было за немецкое собрание?

Конкретно речь идет о коллекции Музея доисторического периода и ранней истории (Фонд прусского культурного наследия), который находится на берлинском Музейном острове. Это археологические памятники, которые попали в немецкий музей в XIX веке и до 1914 года (когда пополнение коллекций приостановилось по объективным причинам), это были как и находки германских археологов, так и покупки предметов, найденных иностранцами, включая наше Причерноморье — скифские вещи.

Помимо «перемещенных ценностей», чем дополнена эта выставка?

Ее главной темой является все-таки не конкретно «трофейное» искусство, а железный век сам по себе — эпоха, когда совершенно на разных территориях взрывообразно все начали изготавливать железные орудия. Поэтому мы дополнили «немецкие» предметы теми вещами из давних «русских» коллекций, которые являются наиболее представительными для этой эпохи, чтобы показать контекст, окружение, связи. «Немецких» вещей здесь немногим более половины, около 60%. А все остальное — сугубо российские коллекции, причем из них мы взяли самые характерные предметы.

Каков в итоге получился охват выставки, географический и хронологический?

Мы не стали брать все культуры этого периода — охват получился бы уж слишком грандиозный, и сосредоточились на самых ярких и важных образцах. Причем именно европейских — от Атлантического побережья до Урала. Есть и кусочек Турции — там были кельты-галаты. Две основные составляющие — гальштатская культура и латенская культура. Самыми ранними экспонатами оказались итальянские — Х–VIII века до н.э. (этруски, культура Виллановы).

Скифо-сарматскую часть экспозиции вообще можно назвать галереей драгоценностей. Мы показываем золотые шедевры из больших царских скифских курганов, раскопанных еще в XIX веке и тогда же попавших в Эрмитаж и ГИМ, — из Солохи, Чертомлыка, Куль-Обы. Впервые целиком выставляются находки из кубанского Северского кургана — это уже знаковая коллекция Исторического музея, раскопки Владимира Сизова 1881 года.

Что в дальнейшем в планах у проекта «Европа без границ»?

Остался неохваченным один важный период — с I по IV век н.э. Можно назвать его римским периодом, однако мы собираемся показывать не Рим, а те народы, те культуры, которые существовали в это время под его воздействием.


Государственный исторический музей
«Железный век. Европа без границ»
До 15 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+