18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В петербургском Доме радио проходит «Летняя выставка»

Проект представил мировых звезд: Билла Виолу, Мэта Коллишоу и Пипилотти Рист, — а также классиков отечественного искусства, в том числе Илью Кабакова и Эрика Булатова

Первый совместный проект музыкального коллектива musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса (уже полтора года Дом радио — не только репетиционная база оркестра, но и междисциплинарный культурный центр, который сам Курентзис называет «византийским Баухаусом») и фонда Дмитрия Аксенова Aksenov Family Foundation. Список художников, чьи работы представлены на выставке, занявшей все шесть этажей Дома радио, по-настоящему впечатляет: здесь и звезды мирового видеоарта Билл Виола, Мэт Коллишоу и Пипилотти Рист, и классики отечественного искусства вроде Ильи Кабакова и Эрика Булатова, и представитель итальянского арте повера Яннис Кунеллис, и австрийский скульптор Эрвин Вурм, а также многие другие. Кураторами проекта выступили директор musicAeterna в России (по совместительству возглавляющий проект «Эрмитаж 20/21») Дмитрий Озерков и директор фонда Аксенова Виктория Кондрашова. Как сообщают организаторы в пресс-релизе, прообразом «Летней выставки» стала британская Summer Exhibition — самая продолжительная в мире (с 1769 года) регулярная выставка-ярмарка, которая проводится Королевской академией художеств в Лондоне, «особенностью которой является то, что большинство представленных на ней работ можно приобрести». Этой модели следует и «Летняя выставка» в Доме радио, организованная при участии международной ярмарки современного искусства viennacontemporary, еще одного детища Дмитрия Аксенова. Среди партнеров выставки числятся ведущие галереи современного искусства Москвы (Ovcharenko, Artwin, «Ираги», Pop/off/art и Syntax) и Петербурга (Галерея Марины Гисич, Anna Nova и Myth gallery).

Конечно, речь идет не о работе, например, Билла Виолы из серии «Мученики», которую в Доме радио показывает ГМИИ им. А.С.Пушкина (где совсем недавно прошла выставка «Билл Виола. Путешествие души») в рамках специального совместного проекта направления «Пушкинский XXI» и musicAeterna. По-видимому, коммерческая часть проекта представлена на первом этаже, в трех залах с отдельным входом с Малой Садовой улицы. Здесь можно увидеть (и приобрести) работы Тани Ахметгалиевой, Сергея Браткова, Эрика Булатова, Эрвина Вурма, Ильи Кабакова, Валерия Кошлякова и Лизы Бобковой. Вероятно, ставка была сделана на высокопоставленных и состоятельных гостей ПМЭФ-2021 (проект был включен в официальную культурную программу форума, а вернисаж вечером 3 июня стал заметным событием светской программы той насыщенной недели в Петербурге).

Инсталляции и видеоарт (видимо, некоммерческая часть проекта) размещены в студиях и репетиционных классах на верхних этажах легендарного здания. Две части экспозиции не слишком монтируются между собой, хотя Дмитрий Озерков называет общими темами выставки «музыку, память и лето». Удобней всего подняться на стареньком лифте на шестой этаж и постепенно спускаться вниз, заглядывая в открытые для публики помещения. Впрочем, посмотреть выставку можно только в составе организованной группы. Экскурсии проводят каждый час с 12:00 до 18:00.

Несколько слов о локации, потому что «Летняя выставка» — это еще и отличная возможность осмотреть памятник архитектуры начала ХХ века. Роскошное неоклассическое палаццо в самом центре, на Итальянской улице, было спроектировано архитекторами братьями Косяковыми для Благородного собрания Санкт-Петербурга. По назначению построенное в 1912–1914 годах здание послужило недолго, в годы Первой мировой войны там размещался лазарет, а после революции 1917 года — последовательно организация «Пролетарская культура», кинотеатр «Колосс» и с 1933 года Ленинградское радио, которое не прерывало свое вещание отсюда даже в годы блокады. «Нигде радио не значило так много, как в нашем городе в дни войны», — вспоминала Ольга Берггольц.

Роскошные мраморные лестницы соседствуют здесь с обветшалыми студиями звукозаписи позднесоветского времени, а помпейские росписи — с барельефами, изображающими профили Ленина и Маркса. Лучше всего это пространство, словно зависшее между эпохами, подходит для демонстрации видео лауреата Премии Кандинского Полины Канис «Смена» на четвертом этаже. Действие разворачивается в некоем закрытом заведении — это отдельно не проговаривается, но более всего это напоминает именно советское учреждение, вот и Дом радио был (или остается?) таким. Чем именно заняты его сотрудники, остается загадкой, но зритель может понять, что это некие монотонные и повторяющиеся действия, которые будто бы должны вытеснить желания и эмоции. Со спокойным видеоповествованием Полины Канис контрастируют провокативные, словно демонстрируемые в ускоренном режиме работы Пипилотти Рист, швейцарской художницы, пионера видеоарта и арт-феминизма.

А самые эффектные работы этой выставки — все-таки занавес Янниса Кунеллиса для постановки оперы «Носферату» musicAeterna в Перми и видеоинсталляция британца Мэта Коллишоу «Эхолокация». Просторный и темный зал Дома радио с прекрасной акустикой — идеальное пространство для его видеопроекции. В апреле этого года Коллишоу, которого называют одним из главных художников движения YBA (Young British Artists), представил «Эхолокацию» в одном из лондонских подземных переходов. За полетом летучей мыши под сводами фантомного готического храма (воссозданной с помощью современных технологий и компьютерной графики церкви Всех Святых в Кингстон-апон-Темс, где в древности короновали первых английских королей) можно наблюдать вечно. Впечатляющая картинка, которая снята как будто бы с помощью приборов ночного видения, дополняется потрясающим симфоническим саундтреком.

Дом радио
Летняя выставка
До 20 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+