В Самару за репинскими бурлаками, слонами модерна и русским авангардом

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

В ожидании открытия филиала Третьяковки в Самаре изучаем, чем привлекателен волжский город для арт-путешественников

Католический костел в неоготическом стиле. Фото: Егор Алеев/ТАСС
Католический костел в неоготическом стиле.
Фото: Егор Алеев/ТАСС

Примерно через год, а может быть, и раньше, в Самару поедут многие любители искусства, чтобы увидеть новый филиал Государственной Третьяковской галереи — гигантскую конструктивистскую фабрику-кухню в форме серпа и молота. За спасение этого шедевра архитектуры русского авангарда долго боролись, и теперь его судьба кажется благополучной.

В здании завершается реставрация, и на строительном занавесе уже нарисован манящий образ нового музея. Но Самара, в отличие, например, от Екатеринбурга или Новосибирска, вовсе не город конструктивизма. Ее исторический центр, довольно обширный и в целом как среда относительно неплохо сохранившийся, несмотря на плачевное состояние многих построек, особенно деревянных (кстати, именно в Самаре в 2015 году возникло волонтерское движение имени Тома Сойера, ныне охватившее уже десятки российских городов, участники которого помогают в ремонте и покраске старинных деревянных домов, обычно не являющихся памятниками под охраной), — так вот, лицо города представляет застройка XIX — начала XX века, где причудливые купеческие особняки соседствуют со скромными домишками обывателей и храмами разных конфессий — помимо православных соборов, тут есть и кирха, и костел, и синагога, и мечеть. Местные особенно гордятся своим модерном — всего в Самаре насчитывается около 90 памятников этого стиля. Тут работали такие выдающиеся мастера, как Александр Зеленко, вынесший идею модерна прямо из самой Вены, а впоследствии ставший соратником Федора Шехтеля и строивший в том числе в Москве.

Один из деревянных домов в историческом центре. Фото: «Том Сойер Фест»
Один из деревянных домов в историческом центре.
Фото: «Том Сойер Фест»

В одном из самых роскошных его особняков — доме Курлиных, недавно открыт единственный в нашей стране музей модерна. В экспозиции можно видеть пейзаж художника-дилетанта, дружившего с хозяевами. Это Константин Головкин, экстравагантный богач, которому Самара обязана легендарным Домом со слонами. Спроектированная Головкиным его собственная вилла в стиле модерн на высоком волжском берегу еще до революции стала городской достопримечательностью, ее публиковали на открытках. И все, очевидно, из-за фигур двух бетонных слонов чуть ли не в натуральную величину, которыми архитектору-фантазеру вздумалось украсить свою дачу. Слоны отлично видны с реки, но вблизи сейчас представляют собой довольно жалкое зрелище: как будто их били палкой, бетон во многих местах утрачен. Да и вилла, многие годы находившаяся в ведомстве «Самараводоканала», прямо-таки просилась в другие руки (с 2020 года передана ­СамГТУ). Как-никак, такой выдающийся памятник, а сейчас и доступ туда ограничен, да и реставрацию было бы неплохо провести.

Дом со слонами купца Константина Головкина. Фото: Wikipedia Commo
Дом со слонами купца Константина Головкина.
Фото: Wikipedia Commo

Еще одна важнейшая достопримечательность Самары — это широченная помпезная набережная протяженностью почти 5 км, с террасами, скверами и, что особенно приятно, с огромными пляжами. С 2016 года летом тут проводится «ВолгаФест» — фестиваль городских набережных с шоу воздушных змеев, едой, музыкой и вездесущим паблик-артом. Вид на Волгу открывается замечательный — тем более что на другом берегу нет никаких унылых новостроек, там природный заповедник. Недавно набережную, которую начали строить еще в середине 1950-х, аккуратно реконструировали, и на цоколе фонарей теперь можно прочитать: «Вашингтон. 1955». Так, оказывается, называлась модель фонарей, которую мы хорошо знаем по советским паркам культуры и отдыха, новые светильники являются точными репликами оригинальных. 

На набережной в 2015 году установили памятник картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге» — бронзовые понурые фигурки в раме, наподобие памятника рембрандтовскому «Ночному дозору» в Амстердаме. Репин гостил в окрестностях Самары, в селе Ширяево, в творческой командировке, где сделал массу эскизов к картине. Вообще Самару не миновала эпидемия установки мелких монументов местным героям, причем выбраны они с большой изобретательностью. Так, на одном из перекрестков в старой части города притулился бронзовый бравый солдат Швейк (Ярослав Гашек застрял в Самаре в 1918 году). На торце соседнего дома сохранилась советская мозаика, а сам этот дом примечателен тем, что там была неформальная штаб-квартира Ширяевской биеннале современного искусства, которую 20 лет в том самом репинском селе проводили художники Неля и Роман Коржовы — «главная пара самарского искусства», как называет их местное издание.

Памятник картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Памятник картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге».
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Еще одна яркая вешка современного искусства — «Воробьиный бульвар» самарского художника Андрея Сяйлева. Объект паблик-арта, появившийся напротив здания исторического почтамта (модерн!) в прошлом году в рамках «Том Сойер феста», состоит из 150 старых почтовых ящиков, собранных художником по городу и расположенных по цветовой гамме, от синего и зеленого до благородно-ржавого. По замыслу автора, летом стену увьет плющ и ящики станут скворечниками для птиц. 

Если есть желание познакомиться с местной творческой средой поближе, надо навестить новый креативный кластер «Дом 77» — там базируются разные студии и мастерские, и даже джазовый оркестр, а в теплое время во дворе организуют всякие модные увеселения.

Но, конечно, одной из главных точек притяжения для любителей искусства служит Самарский областной художественный музей, расположенный в солидном здании бывшего банка. На входе висит мемориальная табличка Анэтте Басс, легендарному директору музея, которая вместе с коллегами сумела сохранить в нелегкие времена выдающуюся коллекцию русского авангарда. Сто лет назад планировалось, что Самара станет форпостом нового революционного искусства и тут будет филиал Музея живописной культуры. Из столицы сюда были отправлены работы пророков нового искусства (Самуил Адливанкин, Казимир Малевич, Ольга Розанова и многие другие) и командированы сами творцы. Сейчас эту коллекцию можно видеть на выставке «Передовой отряд», организованной совместно с Третьяковской галереей. С открытием фабрики-кухни, филиала столичного музея, у Самары появятся новые возможности, чтобы стать одним из важнейших художественных центров страны. 


Музей модерна, построенный в 1903 году. Фото: Музей модерна
Музей модерна, построенный в 1903 году.
Фото: Музей модерна

Музей модерна

Единственный в России музей модерна расположен в одном из красивейших особняков этого стиля. Он построен в 1903 году по проекту московского архитектора Александра Зеленко для купца Александра Курлина и его жены. Тут сохранились и интерьеры, и кованая ограда. Здесь можно узнать и об истории стиля в мировом контексте, и о самарских памятниках, и о драматичной жизни хозяев особняка. При музее работает детский клуб «Зеленка» в память о том, что архитектор Зеленко прославился еще и как организатор первых в России детских садов-клубов.

Фрагмент экспозиции Ширяевской биеннале современного искусства. Фото: artmus.ru
Фрагмент экспозиции Ширяевской биеннале современного искусства.
Фото: artmus.ru

Ширяево

Древнее село, известное с XVII века как Ширяев Буерак, связано с именем Ильи Репина и легендарной картиной «Бурлаки на Волге». В 1870 году в компании коллег, в числе которых был пейзажист Федор Васильев, Репин провел в Ширяеве несколько месяцев, делая наброски к этой картине. Помимо любования волжскими далями, тут можно побывать в пещерах-каменоломнях в Жигулевских горах и посетить дом-музей Репина — избу, где останавливался художник. До недавнего времени в селе проходила Ширяевская биеннале современного искусства. 

Жигулевский пивоваренный завод. Фото: Wikipedia Commo
Жигулевский пивоваренный завод.
Фото: Wikipedia Commo

Жигулевский пивоваренный завод

Один из самых старых заводов в России построен в 1881 году австрийцем Альфредом фон Вакано. Пиво, прославившееся как «Жигулевское», до 1930-х годов называлось «Венским». Альфред фон Вакано сделал очень много для благоустройства Самары, стал почетным гражданином, но после революции вынужден был спасаться бегством на родину. А организатор революции Ленин, когда еще был Ульяновым, столовался в открытой Вакано кухмистерской (здание отлично сохранилось). На заводе можно заказать экскурсии и дегустацию в самой знаменитой пивной города по прозвищу «Дно» . 

«Ночь музеев 2021» в галерее «Виктория» посвятили художнику Дмитрию Пригову. Фото: Галерея «Виктория»
«Ночь музеев 2021» в галерее «Виктория» посвятили художнику Дмитрию Пригову.
Фото: Галерея «Виктория»

Галерея «Виктория»

Частное выставочное пространство, открытое в 2005 году столичным меценатом Леонидом Михельсоном, основателем фонда V-A-C. Галерея специализируется на искусстве XX–XXI веков, проводит «квартирную триеннале», выступает партнером музеев, в частности Третьяковки. До 18 апреля работает выставка «Художники у станка. Искусство после революции» из коллекции Третьяковки — Александр Дейнека, Соломон Никритин, Юрий Пименов и другие. При галерее действуют библиотека современного искусства, образовательные программы: школа коллажа, школа рисования.

Материалы по теме:
Общепит послужит искусству
Самое читаемое:
1
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
В залах на Крымском Валу представили новую экспозицию отечественного искусства XX–XXI веков
07.06.2021
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
2
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
Телезвезда, ведущий популярных ток-шоу Андрей Малахов рассказал нам о своей коллекции современного искусства, опыте аукциониста, художниках, с которыми интересно, и о мечте превратить родной город Апатиты в тотальный арт-объект
09.06.2021
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
3
Дело Юлии Цветковой продолжается
Проходят судебные слушания по делу Юлии Цветковой. В ее защиту выступили многие художники и люди искусства
08.06.2021
Дело Юлии Цветковой продолжается
4
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи
23.06.2021
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
5
Выставочный дизайн: прорывы и риски
«Мечты о свободе» в Третьяковке, графика Дюрера в Историческом музее и другие выставки: что сегодня происходит в музейном выставочном дизайне, чего следует ждать и чего опасаться
10.06.2021
Выставочный дизайн: прорывы и риски
6
Культура на природе: музейные фестивали в июне
Рассказываем, как провести начало лета с удовольствием. Музеи-усадьбы, парки и просто зеленые лужайки, где в первый летний месяц пройдут культурные мероприятия
04.06.2021
Культура на природе: музейные фестивали в июне
7
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова
11.06.2021
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+