18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Самару за репинскими бурлаками, слонами модерна и русским авангардом

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

В ожидании открытия филиала Третьяковки в Самаре изучаем, чем привлекателен волжский город для арт-путешественников

Католический костел в неоготическом стиле. Фото: Егор Алеев/ТАСС
Католический костел в неоготическом стиле.
Фото: Егор Алеев/ТАСС

Примерно через год, а может быть, и раньше, в Самару поедут многие любители искусства, чтобы увидеть новый филиал Государственной Третьяковской галереи — гигантскую конструктивистскую фабрику-кухню в форме серпа и молота. За спасение этого шедевра архитектуры русского авангарда долго боролись, и теперь его судьба кажется благополучной.

В здании завершается реставрация, и на строительном занавесе уже нарисован манящий образ нового музея. Но Самара, в отличие, например, от Екатеринбурга или Новосибирска, вовсе не город конструктивизма. Ее исторический центр, довольно обширный и в целом как среда относительно неплохо сохранившийся, несмотря на плачевное состояние многих построек, особенно деревянных (кстати, именно в Самаре в 2015 году возникло волонтерское движение имени Тома Сойера, ныне охватившее уже десятки российских городов, участники которого помогают в ремонте и покраске старинных деревянных домов, обычно не являющихся памятниками под охраной), — так вот, лицо города представляет застройка XIX — начала XX века, где причудливые купеческие особняки соседствуют со скромными домишками обывателей и храмами разных конфессий — помимо православных соборов, тут есть и кирха, и костел, и синагога, и мечеть. Местные особенно гордятся своим модерном — всего в Самаре насчитывается около 90 памятников этого стиля. Тут работали такие выдающиеся мастера, как Александр Зеленко, вынесший идею модерна прямо из самой Вены, а впоследствии ставший соратником Федора Шехтеля и строивший в том числе в Москве.

Один из деревянных домов в историческом центре. Фото: «Том Сойер Фест»
Один из деревянных домов в историческом центре.
Фото: «Том Сойер Фест»

В одном из самых роскошных его особняков — доме Курлиных, недавно открыт единственный в нашей стране музей модерна. В экспозиции можно видеть пейзаж художника-дилетанта, дружившего с хозяевами. Это Константин Головкин, экстравагантный богач, которому Самара обязана легендарным Домом со слонами. Спроектированная Головкиным его собственная вилла в стиле модерн на высоком волжском берегу еще до революции стала городской достопримечательностью, ее публиковали на открытках. И все, очевидно, из-за фигур двух бетонных слонов чуть ли не в натуральную величину, которыми архитектору-фантазеру вздумалось украсить свою дачу. Слоны отлично видны с реки, но вблизи сейчас представляют собой довольно жалкое зрелище: как будто их били палкой, бетон во многих местах утрачен. Да и вилла, многие годы находившаяся в ведомстве «Самараводоканала», прямо-таки просилась в другие руки (с 2020 года передана ­СамГТУ). Как-никак, такой выдающийся памятник, а сейчас и доступ туда ограничен, да и реставрацию было бы неплохо провести.

Дом со слонами купца Константина Головкина. Фото: Wikipedia Commo
Дом со слонами купца Константина Головкина.
Фото: Wikipedia Commo

Еще одна важнейшая достопримечательность Самары — это широченная помпезная набережная протяженностью почти 5 км, с террасами, скверами и, что особенно приятно, с огромными пляжами. С 2016 года летом тут проводится «ВолгаФест» — фестиваль городских набережных с шоу воздушных змеев, едой, музыкой и вездесущим паблик-артом. Вид на Волгу открывается замечательный — тем более что на другом берегу нет никаких унылых новостроек, там природный заповедник. Недавно набережную, которую начали строить еще в середине 1950-х, аккуратно реконструировали, и на цоколе фонарей теперь можно прочитать: «Вашингтон. 1955». Так, оказывается, называлась модель фонарей, которую мы хорошо знаем по советским паркам культуры и отдыха, новые светильники являются точными репликами оригинальных. 

На набережной в 2015 году установили памятник картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге» — бронзовые понурые фигурки в раме, наподобие памятника рембрандтовскому «Ночному дозору» в Амстердаме. Репин гостил в окрестностях Самары, в селе Ширяево, в творческой командировке, где сделал массу эскизов к картине. Вообще Самару не миновала эпидемия установки мелких монументов местным героям, причем выбраны они с большой изобретательностью. Так, на одном из перекрестков в старой части города притулился бронзовый бравый солдат Швейк (Ярослав Гашек застрял в Самаре в 1918 году). На торце соседнего дома сохранилась советская мозаика, а сам этот дом примечателен тем, что там была неформальная штаб-квартира Ширяевской биеннале современного искусства, которую 20 лет в том самом репинском селе проводили художники Неля и Роман Коржовы — «главная пара самарского искусства», как называет их местное издание.

Памятник картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Памятник картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге».
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Еще одна яркая вешка современного искусства — «Воробьиный бульвар» самарского художника Андрея Сяйлева. Объект паблик-арта, появившийся напротив здания исторического почтамта (модерн!) в прошлом году в рамках «Том Сойер феста», состоит из 150 старых почтовых ящиков, собранных художником по городу и расположенных по цветовой гамме, от синего и зеленого до благородно-ржавого. По замыслу автора, летом стену увьет плющ и ящики станут скворечниками для птиц. 

Если есть желание познакомиться с местной творческой средой поближе, надо навестить новый креативный кластер «Дом 77» — там базируются разные студии и мастерские, и даже джазовый оркестр, а в теплое время во дворе организуют всякие модные увеселения.

Но, конечно, одной из главных точек притяжения для любителей искусства служит Самарский областной художественный музей, расположенный в солидном здании бывшего банка. На входе висит мемориальная табличка Анэтте Басс, легендарному директору музея, которая вместе с коллегами сумела сохранить в нелегкие времена выдающуюся коллекцию русского авангарда. Сто лет назад планировалось, что Самара станет форпостом нового революционного искусства и тут будет филиал Музея живописной культуры. Из столицы сюда были отправлены работы пророков нового искусства (Самуил Адливанкин, Казимир Малевич, Ольга Розанова и многие другие) и командированы сами творцы. Сейчас эту коллекцию можно видеть на выставке «Передовой отряд», организованной совместно с Третьяковской галереей. С открытием фабрики-кухни, филиала столичного музея, у Самары появятся новые возможности, чтобы стать одним из важнейших художественных центров страны. 


Музей модерна, построенный в 1903 году. Фото: Музей модерна
Музей модерна, построенный в 1903 году.
Фото: Музей модерна

Музей модерна

Единственный в России музей модерна расположен в одном из красивейших особняков этого стиля. Он построен в 1903 году по проекту московского архитектора Александра Зеленко для купца Александра Курлина и его жены. Тут сохранились и интерьеры, и кованая ограда. Здесь можно узнать и об истории стиля в мировом контексте, и о самарских памятниках, и о драматичной жизни хозяев особняка. При музее работает детский клуб «Зеленка» в память о том, что архитектор Зеленко прославился еще и как организатор первых в России детских садов-клубов.

Фрагмент экспозиции Ширяевской биеннале современного искусства. Фото: artmus.ru
Фрагмент экспозиции Ширяевской биеннале современного искусства.
Фото: artmus.ru

Ширяево

Древнее село, известное с XVII века как Ширяев Буерак, связано с именем Ильи Репина и легендарной картиной «Бурлаки на Волге». В 1870 году в компании коллег, в числе которых был пейзажист Федор Васильев, Репин провел в Ширяеве несколько месяцев, делая наброски к этой картине. Помимо любования волжскими далями, тут можно побывать в пещерах-каменоломнях в Жигулевских горах и посетить дом-музей Репина — избу, где останавливался художник. До недавнего времени в селе проходила Ширяевская биеннале современного искусства. 

Жигулевский пивоваренный завод. Фото: Wikipedia Commo
Жигулевский пивоваренный завод.
Фото: Wikipedia Commo

Жигулевский пивоваренный завод

Один из самых старых заводов в России построен в 1881 году австрийцем Альфредом фон Вакано. Пиво, прославившееся как «Жигулевское», до 1930-х годов называлось «Венским». Альфред фон Вакано сделал очень много для благоустройства Самары, стал почетным гражданином, но после революции вынужден был спасаться бегством на родину. А организатор революции Ленин, когда еще был Ульяновым, столовался в открытой Вакано кухмистерской (здание отлично сохранилось). На заводе можно заказать экскурсии и дегустацию в самой знаменитой пивной города по прозвищу «Дно» . 

«Ночь музеев 2021» в галерее «Виктория» посвятили художнику Дмитрию Пригову. Фото: Галерея «Виктория»
«Ночь музеев 2021» в галерее «Виктория» посвятили художнику Дмитрию Пригову.
Фото: Галерея «Виктория»

Галерея «Виктория»

Частное выставочное пространство, открытое в 2005 году столичным меценатом Леонидом Михельсоном, основателем фонда V-A-C. Галерея специализируется на искусстве XX–XXI веков, проводит «квартирную триеннале», выступает партнером музеев, в частности Третьяковки. До 18 апреля работает выставка «Художники у станка. Искусство после революции» из коллекции Третьяковки — Александр Дейнека, Соломон Никритин, Юрий Пименов и другие. При галерее действуют библиотека современного искусства, образовательные программы: школа коллажа, школа рисования.

Материалы по теме:
Общепит послужит искусству
Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+