18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе — «Дети за чтением книги» Ивана Горохова, бравые «военные тарелки» и Русский Север в гравюрах и описаниях 1813 года.


Горохов Иван Лаврентьевич «Дети за чтением книги», 1924 год
Горохов Иван Лаврентьевич «Дети за чтением книги», 1924 год

Иван Горохов. «Дети за чтением книги». 1924

Трогательная в своей простоте и цельности картина написана малоизвестным художником, жизнь которого была столь же трогательна и проста. Выходец из крепостной семьи, он при поддержке своего помещика окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями у него были Иван Прянишников и Владимир Маковский, что очень заметно. Окончил отлично, но заработать живописью в Москве не смог — вернулся в родной подмосковный Можайск и так и прожил там, оброс семьей и детьми, постепенно добился признания (одну картину купил Иван Третьяков), вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Иван Горохов был очень трудолюбив: написал около 600 работ, притом что еще преподавал в Можайском реальном училище, а после революции перестроился на новую тематику. Портреты Ленина и Луначарского выглядят в его наследии столь же диковато, как и попадающиеся неожиданные почти заимствования то из Саврасова, то из Куинджи, то из Котарбинского. По-настоящему хорошо выходили у Горохова только жанры из крестьянского быта, и лучше всего — с детьми. По этим небольшим картинам с играющими, читающими, шалящими ребятишками видно, с каким наслаждением работал художник, как интересовали его эти дети и окружающие их детали небогатого быта.

«Антиквариум», 1 ноября (14:00), эстимейт $25–35 тыс.


Тарелки военной серии
Тарелки военной серии
  • Декоративная тарелка «5-й Уланский полк. 11-й Гусарский полк». ИФЗ, 1830-е
  • Декоративная тарелка «6-й Уланский полк. 1-й Уланский полк (унтерофицеры)». ИФЗ, 1830-е
  • Декоративная тарелка «Гвардейский кирасирский полк (унтерофицеры)». ИФЗ, 1830-е
  • Декоративная тарелка «4-я Артиллерийская бригада (горнист)». ИФЗ, 1830-е

Первые «военные тарелки» были сделаны на Императорском фарфоровом заводе еще в 1810-х годах; серия продолжалась почти столетие, до эпохи Николая II. Однако самыми знаменитыми стали выпуски 1830–1850-х годов, когда одинокие фигуры военных были заменены сложными и динамичными многофигурными изображениями, появился декоративный борт с золочеными гербами, знаменами и регалиями, и главное — для образцов стали использовать литографии Льва Белоусова, сделанные для грандиозного издания «Собрание мундиров Российской императорской армии» (СПб, 1830). Росписями занимались лучшие художники, а  правильность изображения деталей мундиров проверял сам император Николай I. Весь «военный фарфор» выпускался ограниченными тиражами и предназначался для российского императорского двора и царских подарков.

«Антиквариум», 1 ноября (14:00), эстимейт $25–40 тыс. (за каждую)


Описание Архангельской губернии
Описание Архангельской губернии

«Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест». СПб, 1813

Автор этой книги, впервые систематизировавшей и сведшей воедино знания о Русском Севере, — священник архангельского кафедрального собора Козьма Степанович Молчанов (1767–1812). Кроме несомненного исторического значения, это издание отличается высоким художественным качеством. Исполненные русскими граверами оттиски с генеральной картой Архангельской губернии, планом Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, планом самого Архангельска, видом города и, наконец, раскладным видом Соловецкого монастыря (65´34 см) заслуживают самого пристального внимания.

Аукционный дом «Империя», 1 ноября (12:00), эстимейт 60–80 тыс. руб.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+