18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе — «Дети за чтением книги» Ивана Горохова, бравые «военные тарелки» и Русский Север в гравюрах и описаниях 1813 года.


Иван Горохов. «Дети за чтением книги». 1924

Трогательная в своей простоте и цельности картина написана малоизвестным художником, жизнь которого была столь же трогательна и проста. Выходец из крепостной семьи, он при поддержке своего помещика окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями у него были Иван Прянишников и Владимир Маковский, что очень заметно. Окончил отлично, но заработать живописью в Москве не смог — вернулся в родной подмосковный Можайск и так и прожил там, оброс семьей и детьми, постепенно добился признания (одну картину купил Иван Третьяков), вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Иван Горохов был очень трудолюбив: написал около 600 работ, притом что еще преподавал в Можайском реальном училище, а после революции перестроился на новую тематику. Портреты Ленина и Луначарского выглядят в его наследии столь же диковато, как и попадающиеся неожиданные почти заимствования то из Саврасова, то из Куинджи, то из Котарбинского. По-настоящему хорошо выходили у Горохова только жанры из крестьянского быта, и лучше всего — с детьми. По этим небольшим картинам с играющими, читающими, шалящими ребятишками видно, с каким наслаждением работал художник, как интересовали его эти дети и окружающие их детали небогатого быта.

«Антиквариум», 1 ноября (14:00), эстимейт $25–35 тыс.


  • Декоративная тарелка «5-й Уланский полк. 11-й Гусарский полк». ИФЗ, 1830-е
  • Декоративная тарелка «6-й Уланский полк. 1-й Уланский полк (унтерофицеры)». ИФЗ, 1830-е
  • Декоративная тарелка «Гвардейский кирасирский полк (унтерофицеры)». ИФЗ, 1830-е
  • Декоративная тарелка «4-я Артиллерийская бригада (горнист)». ИФЗ, 1830-е

Первые «военные тарелки» были сделаны на Императорском фарфоровом заводе еще в 1810-х годах; серия продолжалась почти столетие, до эпохи Николая II. Однако самыми знаменитыми стали выпуски 1830–1850-х годов, когда одинокие фигуры военных были заменены сложными и динамичными многофигурными изображениями, появился декоративный борт с золочеными гербами, знаменами и регалиями, и главное — для образцов стали использовать литографии Льва Белоусова, сделанные для грандиозного издания «Собрание мундиров Российской императорской армии» (СПб, 1830). Росписями занимались лучшие художники, а  правильность изображения деталей мундиров проверял сам император Николай I. Весь «военный фарфор» выпускался ограниченными тиражами и предназначался для российского императорского двора и царских подарков.

«Антиквариум», 1 ноября (14:00), эстимейт $25–40 тыс. (за каждую)


«Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест». СПб, 1813

Автор этой книги, впервые систематизировавшей и сведшей воедино знания о Русском Севере, — священник архангельского кафедрального собора Козьма Степанович Молчанов (1767–1812). Кроме несомненного исторического значения, это издание отличается высоким художественным качеством. Исполненные русскими граверами оттиски с генеральной картой Архангельской губернии, планом Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, планом самого Архангельска, видом города и, наконец, раскладным видом Соловецкого монастыря (65´34 см) заслуживают самого пристального внимания.

Аукционный дом «Империя», 1 ноября (12:00), эстимейт 60–80 тыс. руб.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+