18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Противоположности и сходства современного европейского искусства рассматривают в Берлине

№91
Материал из газеты

Международный проект «Объединенные различия. Современное европейское искусство» с участием 34 стран после Берлина обещают показать в Париже и Москве

Говорят, что нельзя дважды войти в одну реку. За последнее десятилетие сильно изменились политические, экономические реалии и даже сознание людей. Одновременно ушло время мегапроектов, таких как «Париж — Москва» и «Москва — Берлин». Биеннале все больше воспринимаются как дань традициям, в том числе уважения к кураторам второй половины ХХ века: Боде, Зееману и некоторым другим. Но большая международная команда (организаторами выставки, в английском названии которой Diversity United видятся United Nations — «объединенные нации», выступают «Петербургский диалог», Tempelhof Projects и Государственная Третьяковская галерея) пытается опровергнуть расхожее суждение о реке времени. В этом благородном стремлении их поддерживают правительства Германии, России и Франции.

Вальтер Шмерлинг, руководитель Фонда искусства и культуры из Бонна, возглавляет группу из десяти кураторов проекта о соединении различий. Россию в этой команде представляет Фаина Балаховская. В консультативный совет проекта вошли Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, Герман Парцингер, президент Фонда прусского культурного наследия, Бернар Блистен, директор Центра Помпиду, Петер Вайбель, директор ZKM (Центра искусств и медиатехнологий) в Карлсруэ.

Выставку изначально готовили к 75-летию окончания Второй мировой войны, но из-за пандемии открытие сдвинули на полгода. Теперь публика все чаще задается «адорновским» вопросом о возможности культуры после вируса. Ответ на него Михаил Пиотровский дал еще в прошлом году, сказав, что во времена закрытых границ культура осталась единственным мостом, соединяющим народы.

В итоге в своих различиях объединились 90 художников из 34 европейских стран. Около 20 авторов создали новые работы специально для «Объединенных различий». Девизом проекта стали слова Кристиана Болтански: «Моя Родина — искусство, а все остальные художники — часть моей семьи». Своеобразным логотипом — виртуальная инсталляция Люси + Хорхе Орта «Антарктическая деревня. Без границ»: на снегу установлены шесть палаток из ткани, сшитой из флагов разных стран.

В заявлениях, подготовленных к выставке, художники не скрывают различий. «Европа и демократия находятся под угрозой» (Вольфганг Тильманс). «Для меня Европа — это многое. Это прежде всего история, культура и общие ценности, которые я усвоил и передал своим детям. Это также механизм, который обеспечивает мир и позволяет избежать ошибок прошлого» (Янь Пэймин). «Я действительно надеюсь, что Европа и дальше будет расти вместе, принимать все больше и больше различий, открывать границы и бороться за демократию... предстоит еще много работы» (Моника Бонвичини). «Удивительное качество Европы — в том, что она существует и с ней живет миф о надежде» (Ирина Корина).

Место для показа выставки выбрано идеально — бывший аэропорт Темпльхоф в центре Берлина. Военный аэродром во времена нацизма, место, принимавшее «изюмные бомбардировки» в 1948–1949 годах, современное общественное пространство, сохранившее как взлетно-посадочную полосу, так и все исторические постройки.

Среди хитов выставки — мудрая «Зимняя поездка» Ансельма Кифера. Это большая инсталляция, в которой предметы полуразрушенного военно-полевого госпиталя автор помещает как декорацию среди изображений заснеженного леса — символа германской мифологии. Нервное «Взаимное расположение» Алисии Кваде демонстрируют два валуна, буквально нависшие над только что покинутой кем-то постелью. Можно ли в нее вернуться? И какие причины — экологические, политические, экономические — могут не позволить это сделать? Пророческий мобиль Анри Сала «Небесно-голубой» (2008) демонстрирует вибрацию двух «рук» в голубых антиковидных перчатках. Рукопожатие невозможно.

Зато бессмертна ирония: большая — 2,5 на 2 м — картина Янь Пэймина, французского художника китайского происхождения, показывает в красных коммунистических тонах «Наполеона, коронующего императором самого себя».

Аэропорт Темпльхоф
Объединенные различия. Современное европейское искусство. Берлин. Москва. Париж
9 июня - 19 сентября

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Книга обрывается прямо перед кульминацией — вступлением автора в должность директора Третьяковки. Но и до того в жизни Трегуловой было много такого, что заслуживает читательского внимания. А начинает она свою историю с раннего детства
17.05.2024
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
7
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+