18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Церковь Преображения Господня в Кижах открыли для посещения

Деревянный храм, построенный в Кижах в 1714 году, был закрыт для публики более 40 лет

Интерьеры деревянной церкви Преображения Господня Кижского погоста, входящей в состав Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» на Онежском озере, открыли для посещения. Это произошло впервые с 1980 года — все это время храм, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, находился на реставрации.

Чинить одну из доминант ансамбля Кижского погоста — 23-главую церковь Преображения Господня — начали через век после постройки в 1714 году, и с тех пор этот процесс стал, по сути, беспрерывным. Тем не менее к концу 1970-х Преображенская церковь пришла в упадок: построенное без фундамента летнее здание стало крениться, местами подгнило и угрожало обрушением. Именно тогда был прекращен доступ посетителей внутрь церкви, а «небо» (деревянный свод) и четырехрядный иконостас пришлось демонтировать и вывезти. Долгие годы церковь «висла» на установленном внутри металлическом каркасе.

«Активная фаза реставрации началась в 2009 году благодаря подписанному президентом России плану мероприятий по реставрации архитектурного ансамбля Кижского погоста и развитию инфраструктуры музея-заповедника „Кижи“», — сообщает пресс-релиз Министерства культуры РФ. После этого каждый год стадии реставрационных работ проходили проверку экспертами Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест и членами специальной ведомственной комиссии, в которую вошли лучшие отечественные эксперты, а также специалисты по деревянному зодчеству из более чем 30 стран.

Последний этап реставрационных и консервационных работ в храме был завершен в 2020 году. Восстановление велось по не имеющей аналогов в мире технологии поэтапной переборки сруба. Вся почти 40-метровая конструкция весом 600 т была вывешена на металлическом каркасе, разделена на ярусы и последовательно реставрировалась снизу вверх. В результате удалось сохранить более 60% исторического материала (церковь сложена из 3 тыс. бревен и сотни тысяч элементов).

Заключительным этапом стало возвращение из музейного хранилища иконостаса, включающего 101 икону, 65 крупных конструктивных элементов (панели, ставы, царские врата, сень) и 210 накладных деталей (базы, колонки, капители). Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста отличался особым великолепием и являлся одним из крупнейших резных золоченых иконостасов в Олонецкой епархии. По замерам архитекторов высота иконостасной рамы равняется в прирубах 6,70 м, на боковых гранях — 6,90 м, на восточной стене — 7,09 м, длина — 23,7 м. По количеству икон четырехрядный Преображенский иконостас можно отнести к категории наиболее значительных иконостасов среди храмов Русского Севера. К сожалению, иконы «неба» (потолочные иконы) были утрачены в годы Великой Отечественной войны. Реставрация икон Преображенской церкви проводилась неоднократно — в 1950-е, 1980-е годы. Последние по времени реставрационно-консервационные работы на золоченой резной иконостасной раме завершились в 2019 году.

В прошлом году церковь Преображения вошла в лонг-лист Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Реставрация»; тогда же ее должны были открыть для посещения — в храмовый престольный праздник. Однако открытие отложили. И вот теперь в храм наконец вошли первые посетители, под его сводами торжественно звучал Валаамский духовный распев в исполнении детского коллектива России и Карелии — хора «Теллерво». На сайте музея уже продаются билеты на индивидуальное и экскурсионное посещение храма.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+