18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Русские торги Christie’s будут максимально «живыми»

Аукцион русского искусства Christie’s состоится утром 7 июня с аукционистом и покупателями (хоть и ограниченным их числом) в лондонском зале

Коллекция русских торгов, которые аукционный дом проведет в своем лондонском зале 7 июня, кажется традиционной для Christie’s: много небольших, но изысканных графических работ, стринг эскизов Марии Якунчиковой, ставшей уже специалитетом дома, мощный раздел Фаберже. Но это только на первый взгляд: в каждом из разделов достаточно неожиданностей.

Например, коллекционерам предлагается «Портрет Павла I» кисти Дмитрия Левицкого, редчайшего на арт-рынке художника. Широкая публика впервые увидела полотно (обнаруженное в частном собрании в Вене) в 2010 году на выставке в Русском музее. Портрет продается с оценкой £700–900 тыс. «Портрет Александра I» кисти Джорджа Доу обращает на себя внимание личностью не модели, а владельца. Он был создан по заказу императорского двора в качестве подарка дону Хуану Мигелю Паэс де ла Кадена, испанскому посланнику в России, известному нам благодаря Пушкину как собеседник Татьяны Лариной («с послом испанским говорит»). Эстимейт портрета £150–250 тыс.

Полотно Роберта Фалька «Троице-Сергиева Лавра» 1921 года если не неожиданно, то просто очень красиво — насыщенной, сочной гаммой, которой многим поклонникам этого художника не хватает в его более поздних работах (эстимейт £700–900 тыс.). Так же позитивны полотна «На террасе» Константина Коровина (£400–600 тыс.) и «Невидимый град Китеж» Константина Горбатова (£350–550 тыс.).

Совершенно необычным для Christie’s, который с опаской относится к современному искусству, оказался раздел работ нонконформистов. Все дело в том, что они попали на торги из солиднейшей коллекции искусства ХХ века Мирей и Джеймса Леви. Их концепция заключалась в том, чтобы «собрать пионеров стиля и времени». «Само собой разумеется, что мы должны найти работы эстетически приятными», — уточняли супруги. Так вместе с произведениями Ханса Арпа, Генри Мура и Энди Уорхола в коллекции пары оказались работы Гриши Брускина, Эрика Булатова и Дмитрия Пригова, теперь выставленные на русские торги.

Главный интерес в этой коллекции, по мнению экспертов аукционного дома, представляет редкая подборка картин Гриши Брускина, который, по сути, изобрел новый художественный и идеологический язык, своей абсурдностью бросающий вызов стремлению государства завербовать искусство на идеологический фронт. Примером является полотно «Памятники» (£60–80 тыс.) с лишенными индивидуальности фарфорово-белыми фигурками с атрибутами «культурной жизни» в руках. Интересно, что это одно из шести произведений Брускина, которые были проданы на легендарных московских торгах Sotheby’s в 1988 году и впервые вывели художника на международную арену (буквально через неделю после аукциона он уехал в США). Привлекают внимание также три карандашных листа Эрика Булатова, один из которых с, пожалуй, самым знаменитым в его творчестве лозунгом «Живу — вижу» (1988, £10–15 тыс.).

Главное имя раздела прикладного искусства у Christie’s — Александра Анастасия Гамильтон, герцогиня Аберкорнская, правнучка великого князя Михаила Михайловича и дальний потомок Пушкина. Небольшая, но утонченная коллекция произведений Фаберже досталась ей по наследству и бережно хранилась. От бабушки — графини де Торби, супруги великого князя Михаила Михайловича — сохранились, например, фигурка слоника из обсидиана с башенкой на спине (£70–90 тыс.) и брошь в виде лепестка цветка с капелькой-бриллиантом (£12–18 тыс.). А самый дорогой предмет — дворцовая ваза метровой высоты, украшенная копией «Серенады» нидерландского художника XVII века Якоба ван Охтервелта (картина была в собрании Эрмитажа, но продана большевиками в 1928 году). Ваза изготовлена на Императорском фарфоровом заводе в период царствования Николая I, она оценена в £200–300 тыс.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+