В России запустят проекты для помощи музеям после локдауна

№92, июнь 2021
№92
Материал из газеты

К разработке стратегии, которая должна помочь российским музеям восстановиться после карантинов, подключены киты туристической индустрии и специалисты по маркетингу; практические шаги вот-вот последуют

Фрагмент инсталляции с фигурой Константина Циолковского в новом здании Государственного музея истории космонавтики в Калуге. Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Фрагмент инсталляции с фигурой Константина Циолковского в новом здании Государственного музея истории космонавтики в Калуге.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Министерство культуры РФ дало старт проекту «Музейные маршруты России», который поможет музеям активнее популяризировать свои коллекции и привлекать больше посетителей. Для этого ведомство пригласило к сотрудничеству крупных туроператоров, руководство Российского союза туриндустрии и Ассоциации туроператоров России. Вместе со специалистами по территориальному развитию, маркетологами и бренд-менеджерами они разработают стратегии продвижения музеев. В министерстве подчеркивают: федеральные и региональные институции будут участвовать в проекте на равных, никаких преференций для столичных музеев не предусмотрено.

По словам заместителя министра культуры Аллы Маниловой, необходимость такого проекта связана с потерями, которые понесли и продолжают нести российские музеи из-за пандемии. «Мы понимаем, что быстро поток не вернется. Наша работа по продвижению музеев, по формированию спроса на наши музеи в самых разных регионах нашей страны должна быть настойчивой и системной», — сказала Манилова, анонсируя запуск «Музейных маршрутов России».

Справка

Краткая история вопроса

По данным Министерства культуры РФ, в России минимум 50% внутреннего туристического рынка приходится на культурный туризм. Главными точками притяжения являются именно музеи. Для популяризации культурно-исторического наследия ведомство еще несколько лет назад разработало проект «Культурные бренды России», куда вошло пять национальных культурно-познавательных проектов: «Золотое кольцо России», «Императорский маршрут», «Россия — родина космонавтики», «Русские усадьбы», «Серебряное ожерелье России».

Еще…

Пошаговая программа поддержки музеев пока разрабатывается. Известно лишь, что она будет включать «выездные презентационные и экспертно-методические мероприятия, направленные на продвижение музеев и популяризацию культурно-исторического наследия». На 2021 год запланировано десять таких мероприятий. Первое прошло в Калуге, где в конце апреля открыли новое здание Государственного музея истории космонавтики имени К.Э.Циолковского.

«То, что наш музей лидирует в популяризации маршрута „Россия — родина космонавтики“, не случайно, — рассказывает директор институции Наталья Абакумова. — Музей в Калуге — первый в мире музей космической тематики, он широко известен не только в России, но и за рубежом. Калуга позиционирует себя как колыбель космонавтики. Уверены, что маршрут станет самым брендовым и востребованным для туристов разных возрастов, прежде всего молодежи. Открытый в апреле этого года музейный комплекс „Вторая очередь“ создал новые возможности для работы с посетителями. Современное здание, его технологии, выставочное пространство, инфраструктура, благоустроенная территория с уличной экспозицией ракетно-космической техники и интерактивными образовательными площадками — все направлено на привлечение туристов». По словам Натальи Абакумовой, привлечь посетителей поможет проведение событийных фестивалей — не только познавательного, но и научного и астрономического туризма, а также запуск кинотеатра, мультимедийных проектов, сувенирного магазина и «космического» кафе.

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э.Циолковского лидирует в популяризации маршрута «Россия — родина космонавтики». Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К.Э.Циолковского
Государственный музей истории космонавтики имени К.Э.Циолковского лидирует в популяризации маршрута «Россия — родина космонавтики».
Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К.Э.Циолковского

Поддержать музеи в сегодняшних непростых обстоятельствах могли бы грантовые конкурсы, считает директор Государственного центра современного искусства «Арсенал» в Нижнем Новгороде Анна Гор. «Объявите конкурс на лучшую стратегию продвижения, выявите лучших и профинансируйте их. Это будет честнее и эффективнее всех прочих мер поддержки. Кроме собственно денег, это важный аспект культурной политики, потому что грантовыми условиями можно поставить задачу, сформировать запросы — и люди будут делать то, чего вы хотите от них добиться. А с привлечением людей в музей мы и сами прекрасно справляемся — мы не справляемся с половинным бюджетным финансированием», — посетовала Гор в разговоре с The Art Newspaper Russia.

С ней согласна комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова. В начале 2021 года она вместе с коллегами выиграла грант Ростуризма с проектом в поддержку арт-индустриальных маршрутов. Накануне VI Уральской индустриальной биеннале современного искусства, которая откроется этой осенью, они запускают маршруты по городам, ранее принимавшим арт-резиденции выставки. «Мы придумали маршруты выходного дня, призванные познакомить зрителей с наследием биеннале. У нас есть команда медиаторов, которые будут проводниками по городам, где в разное время работали художники — участники выставки. Например, в Асбесте они покажут сталинский ДК с неплохой коллекцией соцреализма, местный музей, а также реальное производство, где создавались произведения современного искусства, в том числе гигантский карьер длиной 5,5 км. Летом, когда заработают арт-резиденции, мы будем знакомить зрителей с участниками нынешней биеннале. У нас уже довольно много заявок от групп, которые хотят вместе с медиаторами пройти по нашим маршрутам», — рассказывает Прудникова.

Пандемия дала импульс внутреннему туризму — люди стали больше ездить по стране и чаще обращать внимание на местный культурный контекст, отмечают собеседники нашего издания. «Это очень ресурсная ситуация для региональных музейных институций. Надеюсь, они смогут ею воспользоваться. Понятно, что у всех сейчас ограниченные бюджеты, но даже в этих условиях можно найти способ привлечь к себе новых посетителей, открыть собственное пространство городу. Например, организовать в музее публичную библиотеку, показывать там местных современных художников или работы из своих фондов», — говорит художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале. 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+