Запреты таяли по велению партии

Лебина Н. Мужчина и женщина: тело, культура, мода. СССР — оттепель. М.: НЛО, 2014.
Лебина Н. Мужчина и женщина: тело, культура, мода. СССР — оттепель. М.: НЛО, 2014.

Книга Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР — оттепель написана Наталией Лебиной больше для науки, чем для развлекательного чтения. Здесь много ссылок — не только на социологические опросы, но и на мемуары, кино, художественную литературу. Потому что, как справедливо замечает автор, например, на вопрос об адюльтерах опрашиваемые могут и не ответить правдой, и единственным источником в этом случае оказываются искусство и литература. Источник вряд ли надежный: понятно, что фильмы Еще раз про любовь или Девять дней одного года демонстрируют «либерализацию секса» только в кино. А в жизни его и не надо было либерализировать.

В сущности, это книга о том, как тоталитарное государство, отчаявшись бороться с природой, постепенно начало сдавать позиции. И если откровенные мемуары Коры Ландау кто-то захочет списать на нравы интеллектуальной элиты, то невозможно предположить, что в рабоче-крестьянской среде нравы были чище. «От вступления в интимные связи женщин удерживали две причины: моральные соображения (34,5%) и слабое половое влечение (34,1%), а мужчин в основном отсутствие подходящего случая (почти 50%)» — показал социологический опрос 50-летней давности. «Я стала задумываться, почему так происходит, почему нам так хорошо, и пришла к заключению, что нам никто не мешал заниматься любовью. У него дома двое маленьких детей, молодая жена и маленькая неудобная квартира», — вспоминает мемуаристка, нарушавшая супружескую верность.

Вся книга Лебиной — про интимное, и, наверное, единственная возможность говорить о телесном, об одежде и белье — это такой вот сухой, занудный даже, язык исследователя, исключающий иронию. Она была бы бесчеловечной по отношению к людям, жившим в государстве, где властям было дело не только до их половых пристрастий, но и до ширины их брюк, особенностей прически и макияжа. Однако природу не обуздаешь. Лебина приводит высказывание английской исследовательницы о том, что «в начале 1960-х внешний облик представителей советского среднего класса действительно неотличим от европейского». И это в условиях товарного дефицита и ограниченной информации!

Сведения не только о моде, но и о сексуальном поведении советские люди также черпали из искусства, то
есть из зарубежных фильмов, ведь про особенности интимной близости в периодике не писали. Недаром книга названа с аллюзией на фильм Клода Лелюша Мужчина и женщина, где герои занимались любовью (на современный взгляд, очень невинно).

К сожалению, Лебина приводит мало визуального материала и вообще не анализирует оттепельную живопись и фотографию, а ведь они нагляднее, чем литература, дают представление о времени. Конечно, даже любительские, домашние черно-белые фотографии, которыми иллюстрирована книга, показывают, насколько стильными были тогда люди. Физическую красоту, вкус и желание нравиться противоположному полу никакими постановлениями не отменить.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+