Запреты таяли по велению партии

Лебина Н. Мужчина и женщина: тело, культура, мода. СССР — оттепель. М.: НЛО, 2014.
Лебина Н. Мужчина и женщина: тело, культура, мода. СССР — оттепель. М.: НЛО, 2014.

Книга Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР — оттепель написана Наталией Лебиной больше для науки, чем для развлекательного чтения. Здесь много ссылок — не только на социологические опросы, но и на мемуары, кино, художественную литературу. Потому что, как справедливо замечает автор, например, на вопрос об адюльтерах опрашиваемые могут и не ответить правдой, и единственным источником в этом случае оказываются искусство и литература. Источник вряд ли надежный: понятно, что фильмы Еще раз про любовь или Девять дней одного года демонстрируют «либерализацию секса» только в кино. А в жизни его и не надо было либерализировать.

В сущности, это книга о том, как тоталитарное государство, отчаявшись бороться с природой, постепенно начало сдавать позиции. И если откровенные мемуары Коры Ландау кто-то захочет списать на нравы интеллектуальной элиты, то невозможно предположить, что в рабоче-крестьянской среде нравы были чище. «От вступления в интимные связи женщин удерживали две причины: моральные соображения (34,5%) и слабое половое влечение (34,1%), а мужчин в основном отсутствие подходящего случая (почти 50%)» — показал социологический опрос 50-летней давности. «Я стала задумываться, почему так происходит, почему нам так хорошо, и пришла к заключению, что нам никто не мешал заниматься любовью. У него дома двое маленьких детей, молодая жена и маленькая неудобная квартира», — вспоминает мемуаристка, нарушавшая супружескую верность.

Вся книга Лебиной — про интимное, и, наверное, единственная возможность говорить о телесном, об одежде и белье — это такой вот сухой, занудный даже, язык исследователя, исключающий иронию. Она была бы бесчеловечной по отношению к людям, жившим в государстве, где властям было дело не только до их половых пристрастий, но и до ширины их брюк, особенностей прически и макияжа. Однако природу не обуздаешь. Лебина приводит высказывание английской исследовательницы о том, что «в начале 1960-х внешний облик представителей советского среднего класса действительно неотличим от европейского». И это в условиях товарного дефицита и ограниченной информации!

Сведения не только о моде, но и о сексуальном поведении советские люди также черпали из искусства, то
есть из зарубежных фильмов, ведь про особенности интимной близости в периодике не писали. Недаром книга названа с аллюзией на фильм Клода Лелюша Мужчина и женщина, где герои занимались любовью (на современный взгляд, очень невинно).

К сожалению, Лебина приводит мало визуального материала и вообще не анализирует оттепельную живопись и фотографию, а ведь они нагляднее, чем литература, дают представление о времени. Конечно, даже любительские, домашние черно-белые фотографии, которыми иллюстрирована книга, показывают, насколько стильными были тогда люди. Физическую красоту, вкус и желание нравиться противоположному полу никакими постановлениями не отменить.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+