18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Меценат подарил картину Тропинина музею Пушкина

Портрет Николая Наумова был преподнесен музею на Пречистенке Михаилом Карисаловым

Бизнесмен и меценат Михаил Карисалов, номинант Премии The Art Newspaper Russia 2020 года за личный вклад, сделал подарок Государственному музею А.С.Пушкина.

Речь идет о картине кисти Василия Тропинина, изображающей Николая Павловича Наумова (1795–1862), тайного советника, чиновника Провиантского департамента, современника и знакомого Пушкина. Картина, написанная в 1831 году, теперь размещена в Угловой гостиной музейного особняка на Пречистенке в Москве.

Торжественная церемония передачи состоялась на вернисаже выставки «Лев Иванович Киль: профессия — военный, призвание — художник», посвященной известному графику первой половины XIX века. Сам Михаил Карисалов не смог приехать — от его лица дар музею преподнес друг мецената, коллекционер Андрей Руденцов, который подчеркнул, что даритель «взял на себя тяжелую миссию возвращать именно те предметы, которые обязаны быть в том или ином музее».

Руденцов также рассказал, что портрет Наумова с надписью «В.Тропининъ 1831», был приобретен Карисаловым давно, около десяти лет назад. В 2016 году он прибыл в стены Музея А.С.Пушкина на выставку «Созданья искусств и вдохновенья. Живописный портрет XVIII–XIX веков из коллекции семьи Карисаловых», и тогда директор Евгений Богатырев начал, по словам коллекционера, «ходить вокруг картины кругами». Дело в том, что Наумов, женатый на сестре князя Василия Гагарина, немаловажная фигура в окружении Пушкина, то есть непосредственно относится к теме музея. После этого Михаил Карисалов на пару лет передал картину на временное экспонирование, а теперь принял решение преподнести ее Музею А.С.Пушкина навсегда.

За несколько дней до этого события семья Карисаловых сделала другой щедрый дар музею — на сей раз ГМЗ «Петергоф». Двадцать второго мая состоялась церемония передачи музею-заповеднику 47 предметов, выполненных на Императорском фарфоровом заводе по заказу царской семьи, причем именно для использования в Петергофе. Среди них — десять десертных тарелок с псевдоготическими узорами, предназначавшихся для дополнения Собственного сервиза дворца «Коттедж». Также Карисаловы подарили музею-заповеднику тарелки из знаменитого Этрусского сервиза в «помпеянском» стиле, изготовленные в 1844–1847 годах для Александры Федоровны, супруги Николая I, а точнее, для ее Царицына павильона на Царицыном острове в Петергофе. В 1885 году в составе этого сервиза было 273 предмета, но после революции в Петергофе осталось всего 49 из них.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+