18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция резной кости пополнила фонды Музеев Кремля

Выставка дара семьи Карисаловых открылась в Оружейной палате. Аналогов этой коллекции нет ни в одном другом музее

В Парадном вестибюле Оружейной палаты открылась выставка резной кости, преподнесенной Музеям Московского Кремля меценатом Михаилом Карисаловым и его семьей. В витринах представлена лишь малая часть полученного — около 20 предметов. Всего же музей получил в дар 153 экспоната (около 700 отдельных предметов, считая, например, комплекты шахматных фигур) — собрание русской резной кости, которое складывалось на протяжении более 30 лет.

Это резные иконы, ларцы, кабинетцы с зеркалами, настольные скульптурные композиции, медальоны с портретами русских монархов. Вещи выполнены в XVIII–XIX веках, в основном в Холмогорах, а также в Вятке, Тобольске, Якутске и в Санкт-Петербурге. «Моим желанием было дать этим предметам другую жизнь в стенах музея. Моя задача была просветительской и популяризаторской», — сказал Михаил Карисалов. По его словам, основательницей коллекции является его мать Ирина Ивановна Карисалова, которая начала приобретать образцы этого русского декоративно-прикладного искусства еще в советское время. Он же подхватил эстафету и продолжил пополнять и улучшать коллекцию в постсоветский период.

По словам директора Музеев Кремля Елены Гагариной, «аналогов подобной коллекции по качеству и количеству, наверное, нет ни в одном из наших музеев». Куратор выставки Евгения Захарова уточнила нашему изданию, что полученная в дар коллекция является удивительно цельной и дающей полное впечатление о жанре северной резьбы по кости XVIII–XIX веков. Собрание стало важным пополнением фондов Музеев Кремля. Хотя в музейной коллекции, разумеется, есть образцы этой техники (включая произведения, выполненные императрицами, которые были большими любительницами подобного рукоделия), планомерными закупками именно в этот раздел, с заполнением лакун, никто не занимался. Важно, как отметила в своей речи Елена Гагарина, что реставраторы Кремля имеют очень большой опыт работы со столь хрупким материалом, как кость, и поступление новых предметов в музей вдохнет в них вторую жизнь.

Михаил Карисалов рассказал нам, что в новом здании Музеев Кремля в Средних торговых рядах, открытия которого все ожидают с таким нетерпением, резной кости, вероятно, будет отведено специальное пространство. По крайней мере, об этом шла речь при передаче дара.

Собрание резной кости семьи Карисаловых в 2018 году можно было увидеть на отдельной выставке в Государственном историческом музее, ранее оно экспонировалось в Коломенском, Павловске и Царском Селе. Михаил Карисалов, попечитель многих музеев обеих столиц, два десятилетия не только показывает предметы из семейной коллекции — от русской наборной мебели XVIII века до северной резной кости и русских портретов XVIII–XIX веков, — но и разыскивает и выкупает вещи, когда-то входившие в дворцовые музейные собрания и возвращает их в государственные музеи.

Музеи Московского Кремля, Парадный вестибюль Оружейной палаты
Русская резная кость XVIII–XIX веков. Дар семьи Карисаловых
До 4 апреля

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+