Коллекция резной кости пополнила фонды Музеев Кремля

Выставка дара семьи Карисаловых открылась в Оружейной палате. Аналогов этой коллекции нет ни в одном другом музее

Пластина с девятью портретами. Архангельская губ., Холмогоры. Последняя четверть XVIII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Пластина с девятью портретами. Архангельская губ., Холмогоры. Последняя четверть XVIII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

В Парадном вестибюле Оружейной палаты открылась выставка резной кости, преподнесенной Музеям Московского Кремля меценатом Михаилом Карисаловым и его семьей. В витринах представлена лишь малая часть полученного — около 20 предметов. Всего же музей получил в дар 153 экспоната (около 700 отдельных предметов, считая, например, комплекты шахматных фигур) — собрание русской резной кости, которое складывалось на протяжении более 30 лет.

Это резные иконы, ларцы, кабинетцы с зеркалами, настольные скульптурные композиции, медальоны с портретами русских монархов. Вещи выполнены в XVIII–XIX веках, в основном в Холмогорах, а также в Вятке, Тобольске, Якутске и в Санкт-Петербурге. «Моим желанием было дать этим предметам другую жизнь в стенах музея. Моя задача была просветительской и популяризаторской», — сказал Михаил Карисалов. По его словам, основательницей коллекции является его мать Ирина Ивановна Карисалова, которая начала приобретать образцы этого русского декоративно-прикладного искусства еще в советское время. Он же подхватил эстафету и продолжил пополнять и улучшать коллекцию в постсоветский период.

Скульптурная композиция «Милосердие самарянина». Архангельская губ., Холмогоры. 1803 г. Фото: Музеи Московского Кремля
Скульптурная композиция «Милосердие самарянина». Архангельская губ., Холмогоры. 1803 г.
Фото: Музеи Московского Кремля

По словам директора Музеев Кремля Елены Гагариной, «аналогов подобной коллекции по качеству и количеству, наверное, нет ни в одном из наших музеев». Куратор выставки Евгения Захарова уточнила нашему изданию, что полученная в дар коллекция является удивительно цельной и дающей полное впечатление о жанре северной резьбы по кости XVIII–XIX веков. Собрание стало важным пополнением фондов Музеев Кремля. Хотя в музейной коллекции, разумеется, есть образцы этой техники (включая произведения, выполненные императрицами, которые были большими любительницами подобного рукоделия), планомерными закупками именно в этот раздел, с заполнением лакун, никто не занимался. Важно, как отметила в своей речи Елена Гагарина, что реставраторы Кремля имеют очень большой опыт работы со столь хрупким материалом, как кость, и поступление новых предметов в музей вдохнет в них вторую жизнь.

Михаил Карисалов рассказал нам, что в новом здании Музеев Кремля в Средних торговых рядах, открытия которого все ожидают с таким нетерпением, резной кости, вероятно, будет отведено специальное пространство. По крайней мере, об этом шла речь при передаче дара.

Кабинетец настольный. Архангельская губ., Холмогоры. Первая половина XVIII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Кабинетец настольный. Архангельская губ., Холмогоры. Первая половина XVIII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

Собрание резной кости семьи Карисаловых в 2018 году можно было увидеть на отдельной выставке в Государственном историческом музее, ранее оно экспонировалось в Коломенском, Павловске и Царском Селе. Михаил Карисалов, попечитель многих музеев обеих столиц, два десятилетия не только показывает предметы из семейной коллекции — от русской наборной мебели XVIII века до северной резной кости и русских портретов XVIII–XIX веков, — но и разыскивает и выкупает вещи, когда-то входившие в дворцовые музейные собрания и возвращает их в государственные музеи.

Музеи Московского Кремля, Парадный вестибюль Оружейной палаты
Русская резная кость XVIII–XIX веков. Дар семьи Карисаловых
До 4 апреля

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+