Коллекция резной кости пополнила фонды Музеев Кремля

Выставка дара семьи Карисаловых открылась в Оружейной палате. Аналогов этой коллекции нет ни в одном другом музее

Пластина с девятью портретами. Архангельская губ., Холмогоры. Последняя четверть XVIII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Пластина с девятью портретами. Архангельская губ., Холмогоры. Последняя четверть XVIII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

В Парадном вестибюле Оружейной палаты открылась выставка резной кости, преподнесенной Музеям Московского Кремля меценатом Михаилом Карисаловым и его семьей. В витринах представлена лишь малая часть полученного — около 20 предметов. Всего же музей получил в дар 153 экспоната (около 700 отдельных предметов, считая, например, комплекты шахматных фигур) — собрание русской резной кости, которое складывалось на протяжении более 30 лет.

Это резные иконы, ларцы, кабинетцы с зеркалами, настольные скульптурные композиции, медальоны с портретами русских монархов. Вещи выполнены в XVIII–XIX веках, в основном в Холмогорах, а также в Вятке, Тобольске, Якутске и в Санкт-Петербурге. «Моим желанием было дать этим предметам другую жизнь в стенах музея. Моя задача была просветительской и популяризаторской», — сказал Михаил Карисалов. По его словам, основательницей коллекции является его мать Ирина Ивановна Карисалова, которая начала приобретать образцы этого русского декоративно-прикладного искусства еще в советское время. Он же подхватил эстафету и продолжил пополнять и улучшать коллекцию в постсоветский период.

Скульптурная композиция «Милосердие самарянина». Архангельская губ., Холмогоры. 1803 г. Фото: Музеи Московского Кремля
Скульптурная композиция «Милосердие самарянина». Архангельская губ., Холмогоры. 1803 г.
Фото: Музеи Московского Кремля

По словам директора Музеев Кремля Елены Гагариной, «аналогов подобной коллекции по качеству и количеству, наверное, нет ни в одном из наших музеев». Куратор выставки Евгения Захарова уточнила нашему изданию, что полученная в дар коллекция является удивительно цельной и дающей полное впечатление о жанре северной резьбы по кости XVIII–XIX веков. Собрание стало важным пополнением фондов Музеев Кремля. Хотя в музейной коллекции, разумеется, есть образцы этой техники (включая произведения, выполненные императрицами, которые были большими любительницами подобного рукоделия), планомерными закупками именно в этот раздел, с заполнением лакун, никто не занимался. Важно, как отметила в своей речи Елена Гагарина, что реставраторы Кремля имеют очень большой опыт работы со столь хрупким материалом, как кость, и поступление новых предметов в музей вдохнет в них вторую жизнь.

Михаил Карисалов рассказал нам, что в новом здании Музеев Кремля в Средних торговых рядах, открытия которого все ожидают с таким нетерпением, резной кости, вероятно, будет отведено специальное пространство. По крайней мере, об этом шла речь при передаче дара.

Кабинетец настольный. Архангельская губ., Холмогоры. Первая половина XVIII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Кабинетец настольный. Архангельская губ., Холмогоры. Первая половина XVIII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

Собрание резной кости семьи Карисаловых в 2018 году можно было увидеть на отдельной выставке в Государственном историческом музее, ранее оно экспонировалось в Коломенском, Павловске и Царском Селе. Михаил Карисалов, попечитель многих музеев обеих столиц, два десятилетия не только показывает предметы из семейной коллекции — от русской наборной мебели XVIII века до северной резной кости и русских портретов XVIII–XIX веков, — но и разыскивает и выкупает вещи, когда-то входившие в дворцовые музейные собрания и возвращает их в государственные музеи.

Музеи Московского Кремля, Парадный вестибюль Оружейной палаты
Русская резная кость XVIII–XIX веков. Дар семьи Карисаловых
До 4 апреля

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+