18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

KAWS теперь не только мировой бренд, но и музейное искусство

№91
Материал из газеты

В Бруклинском музее проходит выставка «KAWS. Какая вечеринка!»

Выставка в Бруклинском музее, подготовленная Юджини Цай, охватывает все творчество KAWS (Брайан Доннелли, род. 1974) — от ранних работ увлекшегося граффити недавнего выпускника Школы визуальных искусств в Нью-Йорке до произведений культового художника и мегабренда, которым он стал сегодня. Экспозиция организована в хронологическом порядке и открывается витриной с альбомами набросков и обрамленными рисунками его граффити-тегов. За ней следуют картины, обыгрывающие такие мультфильмы, как «Симпсоны» и «Смурфики». Глаза всех персонажей изображены в форме буквы Х — это фирменный стиль KAWS.

Куратор отвела значительную часть выставки самому известному персонажу художника — Companion. Это напоминающая Микки-Мауса фигура с головой в виде черепа с Х-образными глазами, выполненной в заимствованном из граффити стиле закругленных букв. KAWS создает этого героя в самых разных размерах — от коллекционных фигурок, умещающихся на ладони, до больших интерьерных скульптур.

Примеры его коллабораций заполняют изготовленные на заказ витрины. Здесь и рисунки в журналы, для скейтбордов и кедов, и статуэтка, выполненная художником для награды MTV Music Video Awards, и мебель, созданная совместно с братьями Кампана. Затем следует зал, посвященный его большим произведениям паблик-арта.

В целом выставка оставляет двойственное впечатление.  Отчасти это связано с гендерным характером его творчества. Единственное изображение женщины, за исключением нескольких искаженных персонажей «Симпсонов», представлено в начале выставки среди subvertisements — «антиреклам», когда художник внедрял элементы своей графики в рекламные щиты в разных частях Нью-Йорка, обвивая женские тела извивающимися щупальцами и закрывая их головы. В «Без названия» (Maidenform) (1999) художник заменил голову женщины, одетой в нижнее белье фирмы Maidenform, головой Companion. Быть может, это и не намеренная отсылка, но трудно не увидеть в этом произведении ту же мизогинию. Работы KAWS не для женщин — если только вы не прилежная потребительница или ребенок.

Знакомые герои вытягивают общие темы более популистских работ: одновременно грусть и желание увидеть, как мегакорпорации расплачиваются за свой успех. Ключевую роль в популярности KAWS играет формула «знакомая модель больших объемов производства плюс воспроизведение популярных образов, брендов и знаменитостей». Эта комбинация принесла ему славу и богатство, как и другим художникам-инфлюенсерам вроде Кэтрин Дженны Хендри и Бипла.

На выставке обращает на себя внимание мастерское владение KAWS практически всеми художественными средствами. Очень немногим граффити-художникам удалось перейти от текстовых граффити к другим техникам. KAWS сделал это играючи. Не моргнув глазом, он перескакивает от шрифта к живописи и игрушкам. Мягкие линии и формы ранних картин из серии «Кимпсоны» демонстрируют владение кистью, а яркие цвета и формы более поздних абстракций полны иллюзорной глубины. Безупречно исполненные игрушечные фигурки, основанные на образах Микки-Мауса и Мистера Мишлена, радуют глаз.

Но все же лишь до определенной степени. Практически все скульптуры в экспозиции выглядят как пластиковые, даже если отлиты из бронзы или алюминия.

Если статуэтка для премии MTV, игрушки из «Звездных войн», грустные фигурки Companion, несущие мертвых персонажей «Улицы Сезам», рождают лишь чувства легкой грусти и отчужденности, то те же самые образы в масштабах скульптуры воспринимаются как полный жалости к себе памятник привилегиям белого мужчины. На выставке меня не оставляло ощущение, что я случайно попала на чужую вечеринку.

Бруклинский музей
KAWS. Какая вечеринка!
До 5 сентября

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+