18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

KAWS теперь не только мировой бренд, но и музейное искусство

№91
Материал из газеты

В Бруклинском музее проходит выставка «KAWS. Какая вечеринка!»

Выставка в Бруклинском музее, подготовленная Юджини Цай, охватывает все творчество KAWS (Брайан Доннелли, род. 1974) — от ранних работ увлекшегося граффити недавнего выпускника Школы визуальных искусств в Нью-Йорке до произведений культового художника и мегабренда, которым он стал сегодня. Экспозиция организована в хронологическом порядке и открывается витриной с альбомами набросков и обрамленными рисунками его граффити-тегов. За ней следуют картины, обыгрывающие такие мультфильмы, как «Симпсоны» и «Смурфики». Глаза всех персонажей изображены в форме буквы Х — это фирменный стиль KAWS.

Куратор отвела значительную часть выставки самому известному персонажу художника — Companion. Это напоминающая Микки-Мауса фигура с головой в виде черепа с Х-образными глазами, выполненной в заимствованном из граффити стиле закругленных букв. KAWS создает этого героя в самых разных размерах — от коллекционных фигурок, умещающихся на ладони, до больших интерьерных скульптур.

Примеры его коллабораций заполняют изготовленные на заказ витрины. Здесь и рисунки в журналы, для скейтбордов и кедов, и статуэтка, выполненная художником для награды MTV Music Video Awards, и мебель, созданная совместно с братьями Кампана. Затем следует зал, посвященный его большим произведениям паблик-арта.

В целом выставка оставляет двойственное впечатление.  Отчасти это связано с гендерным характером его творчества. Единственное изображение женщины, за исключением нескольких искаженных персонажей «Симпсонов», представлено в начале выставки среди subvertisements — «антиреклам», когда художник внедрял элементы своей графики в рекламные щиты в разных частях Нью-Йорка, обвивая женские тела извивающимися щупальцами и закрывая их головы. В «Без названия» (Maidenform) (1999) художник заменил голову женщины, одетой в нижнее белье фирмы Maidenform, головой Companion. Быть может, это и не намеренная отсылка, но трудно не увидеть в этом произведении ту же мизогинию. Работы KAWS не для женщин — если только вы не прилежная потребительница или ребенок.

Знакомые герои вытягивают общие темы более популистских работ: одновременно грусть и желание увидеть, как мегакорпорации расплачиваются за свой успех. Ключевую роль в популярности KAWS играет формула «знакомая модель больших объемов производства плюс воспроизведение популярных образов, брендов и знаменитостей». Эта комбинация принесла ему славу и богатство, как и другим художникам-инфлюенсерам вроде Кэтрин Дженны Хендри и Бипла.

На выставке обращает на себя внимание мастерское владение KAWS практически всеми художественными средствами. Очень немногим граффити-художникам удалось перейти от текстовых граффити к другим техникам. KAWS сделал это играючи. Не моргнув глазом, он перескакивает от шрифта к живописи и игрушкам. Мягкие линии и формы ранних картин из серии «Кимпсоны» демонстрируют владение кистью, а яркие цвета и формы более поздних абстракций полны иллюзорной глубины. Безупречно исполненные игрушечные фигурки, основанные на образах Микки-Мауса и Мистера Мишлена, радуют глаз.

Но все же лишь до определенной степени. Практически все скульптуры в экспозиции выглядят как пластиковые, даже если отлиты из бронзы или алюминия.

Если статуэтка для премии MTV, игрушки из «Звездных войн», грустные фигурки Companion, несущие мертвых персонажей «Улицы Сезам», рождают лишь чувства легкой грусти и отчужденности, то те же самые образы в масштабах скульптуры воспринимаются как полный жалости к себе памятник привилегиям белого мужчины. На выставке меня не оставляло ощущение, что я случайно попала на чужую вечеринку.

Бруклинский музей
KAWS. Какая вечеринка!
До 5 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+