KAWS теперь не только мировой бренд, но и музейное искусство

№91, май 2021
№91
Материал из газеты

В Бруклинском музее проходит выставка «KAWS. Какая вечеринка!»

KAWS. Принты из серии «Импульсы» и фигурка горюющего Companion. Фото: KAWS/Brooklyn Museum
KAWS. Принты из серии «Импульсы» и фигурка горюющего Companion.
Фото: KAWS/Brooklyn Museum

Выставка в Бруклинском музее, подготовленная Юджини Цай, охватывает все творчество KAWS (Брайан Доннелли, род. 1974) — от ранних работ увлекшегося граффити недавнего выпускника Школы визуальных искусств в Нью-Йорке до произведений культового художника и мегабренда, которым он стал сегодня. Экспозиция организована в хронологическом порядке и открывается витриной с альбомами набросков и обрамленными рисунками его граффити-тегов. За ней следуют картины, обыгрывающие такие мультфильмы, как «Симпсоны» и «Смурфики». Глаза всех персонажей изображены в форме буквы Х — это фирменный стиль KAWS.

KAWS. Companion. Фото: KAWS/Brooklyn Museum
KAWS. Companion.
Фото: KAWS/Brooklyn Museum

Куратор отвела значительную часть выставки самому известному персонажу художника — Companion. Это напоминающая Микки-Мауса фигура с головой в виде черепа с Х-образными глазами, выполненной в заимствованном из граффити стиле закругленных букв. KAWS создает этого героя в самых разных размерах — от коллекционных фигурок, умещающихся на ладони, до больших интерьерных скульптур.

Примеры его коллабораций заполняют изготовленные на заказ витрины. Здесь и рисунки в журналы, для скейтбордов и кедов, и статуэтка, выполненная художником для награды MTV Music Video Awards, и мебель, созданная совместно с братьями Кампана. Затем следует зал, посвященный его большим произведениям паблик-арта.

В целом выставка оставляет двойственное впечатление.  Отчасти это связано с гендерным характером его творчества. Единственное изображение женщины, за исключением нескольких искаженных персонажей «Симпсонов», представлено в начале выставки среди subvertisements — «антиреклам», когда художник внедрял элементы своей графики в рекламные щиты в разных частях Нью-Йорка, обвивая женские тела извивающимися щупальцами и закрывая их головы. В «Без названия» (Maidenform) (1999) художник заменил голову женщины, одетой в нижнее белье фирмы Maidenform, головой Companion. Быть может, это и не намеренная отсылка, но трудно не увидеть в этом произведении ту же мизогинию. Работы KAWS не для женщин — если только вы не прилежная потребительница или ребенок.

Фрагмент экспозиции «KAWS. Какая вечеринка!». Фото: KAWS/Brooklyn Museum
Фрагмент экспозиции «KAWS. Какая вечеринка!».
Фото: KAWS/Brooklyn Museum

Знакомые герои вытягивают общие темы более популистских работ: одновременно грусть и желание увидеть, как мегакорпорации расплачиваются за свой успех. Ключевую роль в популярности KAWS играет формула «знакомая модель больших объемов производства плюс воспроизведение популярных образов, брендов и знаменитостей». Эта комбинация принесла ему славу и богатство, как и другим художникам-инфлюенсерам вроде Кэтрин Дженны Хендри и Бипла.

На выставке обращает на себя внимание мастерское владение KAWS практически всеми художественными средствами. Очень немногим граффити-художникам удалось перейти от текстовых граффити к другим техникам. KAWS сделал это играючи. Не моргнув глазом, он перескакивает от шрифта к живописи и игрушкам. Мягкие линии и формы ранних картин из серии «Кимпсоны» демонстрируют владение кистью, а яркие цвета и формы более поздних абстракций полны иллюзорной глубины. Безупречно исполненные игрушечные фигурки, основанные на образах Микки-Мауса и Мистера Мишлена, радуют глаз.

Но все же лишь до определенной степени. Практически все скульптуры в экспозиции выглядят как пластиковые, даже если отлиты из бронзы или алюминия.

Если статуэтка для премии MTV, игрушки из «Звездных войн», грустные фигурки Companion, несущие мертвых персонажей «Улицы Сезам», рождают лишь чувства легкой грусти и отчужденности, то те же самые образы в масштабах скульптуры воспринимаются как полный жалости к себе памятник привилегиям белого мужчины. На выставке меня не оставляло ощущение, что я случайно попала на чужую вечеринку.

Бруклинский музей
KAWS. Какая вечеринка!
До 5 сентября

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+