Натурщики Нью-Йорка на грани выживания

№91, май 2021
№91
Материал из газеты

Генри Уильям Элкерс — один из любимых натурщиков у художников Нью-Йорка, но пандемия нанесла удар и по нему

Большинство нью­йоркцев никогда не встречались с натурщиками, этими «профессиональными музами», но восхищаются их живописными, графическими и фотоизображениями. Генри Уильям Элкерс на протяжении 25 лет позировал художникам в различных образах. Его фотография была на обложке романа Дэвида Джавербаума «Последний завет. Мемуары Бога», переделанного в бродвейскую пьесу, а многие студенты, занимавшиеся искусством, изучали анатомию, глядя на его фигуру. Элкерса считают моделью, о которой можно только мечтать — отчасти благодаря роскошной взъерошенной бороде. Однако это не защитило его, как и других натурщиков, от финансовых потерь во время пандемии.

Генри Уильям Элкерс позирует студентам Нью-Йоркской академии искусства. 2020. Фото: Monica Hunter-Hart
Генри Уильям Элкерс позирует студентам Нью-Йоркской академии искусства. 2020.
Фото: Monica Hunter-Hart

Сейчас, в свои 64 года, Элкерс восстанавливается после онкологического заболевания и поэтому отменил сеансы позирования, в результате чего, как он говорит, задолжал арендную плату примерно за год. «Я уже почти подобрал себе место для жилья в подземном переходе», — грустно пошутил он после редкой теперь халтуры, когда, исполненный созерцательности, позировал в бутылочно-зеленом бархатном одеянии на скамейке Центрального парка.

Генри Уильям Элкерс — один из 200 человек, которые зарабатывают на жизнь, постоянно позируя художникам в Нью-Йорке. Тех же, кто позирует время от времени, гораздо больше. Опрос 20 художественных школ и студий, где до пандемии работали натурщики, показывает, что 45% этих учреждений вообще перестали их нанимать. Большинство оставшихся нанимают половину или даже меньше тех, кого приглашали раньше. «Жаль, что у нас нет возможности помочь большему числу натурщиков, — говорит Скотт Робинсон из Института Пратта. — Я знаю довольно многих, кто сейчас бедствует».

Некоторые натурщики позируют теперь, используя Zoom, сами оплачивают профессиональную камеру и освещение. Позирование онлайн для штудий обнаженной натуры распространено меньше, но и такое попадается. Элкерс знает двух женщин-моделей, которые потом нашли свои скриншоты на порносайтах.

Натурщики работают на договорной основе и получают самое большее $20 в час. Год назад закон CARES сделал доступным страхование от безработицы внештатных работников. Но проблемы остались. Элкерс, например, не может получить выплаты, так как до пандемии зарабатывал недостаточно много. Сейчас он получает 10% от своего прежнего дохода.

Генри Уильям Элкерс попал в мир искусства несколько десятков лет назад. У него была семья, и ее нужно было обеспечивать, были растущие долги. Он пошел на пробы натурщиков, где оказался самым старшим, старше остальных больше чем на десять лет. Он вспоминает, как стоял обнаженным вместе с другими, чьи тела были будто из «журнала для серфингистов». Тем не менее он получил работу и вскоре узнал, что серьезные художники ищут не просто молодых и стройных. «Нужно что-то большее, — говорит художник Ричард Уэйнстейн, много раз работавший с Элкерсом. — Есть несколько натурщиков, которые всегда открываются с неожиданных сторон». Уэйнстейн объясняет, что Элкерс умеет преображаться, заставляя художников «поверить в те образы, в которые он перевоплощается, надевая ту или иную одежду». 

Генри Уильям Элкерс позирует в образе Клода Моне. 2018. Фото: The Henry Oelkers Facebook Fan Page
Генри Уильям Элкерс позирует в образе Клода Моне. 2018.
Фото: The Henry Oelkers Facebook Fan Page

Художница Минерва Дархэм считает Элкерса «легендой». Пока он проходил лечение, она платила ему дополнительно, называя это «выходным пособием». Во время пандемии друзья стали приносить ему еду. Сам натурщик покупает продукты в магазине скидок, прячется от своего арендодателя и научился прыгать через турникет в метро. Он купил ремень, потому что сильно похудел и многие костюмы на нем теперь плохо сидят. Говорит, что мысли о самоубийстве приходили ему в голову, но он очень старается поддерживать позитивный настрой. Он ежедневно медитирует и надеется найти работу координатора моделей. Ведь художественные студии постепенно открываются. 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
5
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+