Монастырь в Ковентри воспрянет после исторических испытаний

№91, май 2021
№91
Материал из газеты

Средневековая обитель, закрытая Генрихом VIII в ходе английской Реформации вместе со множеством других религиозных учреждений, скоро окажется доступна для широкого круга посетителей

Раньше монастырь можно было посетить лишь несколько раз в год. Фото: Historic Coventry Trust
Раньше монастырь можно было посетить лишь несколько раз в год.
Фото: Historic Coventry Trust

Жители Ковентри наконец смогут получше рассмотреть подарок, полученный 80 лет назад, — средневековый картезианский монастырь. Он был завещан городу, но оставался доступным для посещения лишь несколько раз в год, в дни культурного наследия.

Это одна из немногих картезианских обителей, переживших тюдоровскую секуляризацию и сохранивших оригинальные интерьеры и росписи. Здание, первый камень в основание которого заложил в 1385 году король Ричард II, в какой-то момент принадлежало красавцу Роберту Дадли, фавориту Елизаветы I. Открытие памятника после реставрации состоится в июле в рамках программы «Культурная столица Великобритании», которой в этом году объявлен Ковентри.

Земля прилегающего к монастырю парка изобилует остатками древних построек, а дошедшие до наших дней дом настоятеля и трапезная долгое время использовались как светские помещения. Обеденный зал в трапезной раньше украшала настенная роспись начала XV века со сценой Распятия, но после нескольких перестроек сохранилась лишь ее нижняя часть с фигурой Иоанна Богослова. В другой части трапезной находится живописная имитация дорогого гобелена, созданная в XVI веке, возможно, по заказу Дадли, когда тот перестраивал дом, чтобы в нем могла разместиться часть свиты Елизаветы во время ее визита в Ковентри.

Фрагмент настенной росписи со сценой Распятия. Начало XV в. Фото: Historic Coventry Trust
Фрагмент настенной росписи со сценой Распятия. Начало XV в.
Фото: Historic Coventry Trust

Сегодня город известен прежде всего впечатляющим кафедральным собором, построенным в 1950-е годы по проекту Бэзила Спенса рядом с руинами старого собора, разрушенного при бомбардировках в ноябре 1940 года. Тогда от средневекового города уцелело на удивление многое, хотя значительная часть этого наследия почти неизвестна не только туристам, но и местным жителям. «Я рос в полутора километрах от монастыря и никогда не слышал о нем», — рассказывает Йен Харрабин, председатель Фонда исторического Ковентри. Институции принадлежат здание монастыря с окружающими постройками, руинами и парком, а также викторианское кладбище и целая улица старинных магазинов. Всего под опеку взято 27 исторических объектов.

Изначально фонд был создан именно для того, чтобы спасти монастырь. В 2008 году, после того как здание покинул арендовавший его колледж, прозвучало предложение выставить объект на продажу, что вызвало общественное возмущение. Ведь еще в 1940 году здание с парком жителям Ковентри завещал его последний частный владелец, полковник У.Ф.Уайли, семья которого и обнаружила росписи, спрятанные под деревянной обшивкой. 

Вскоре начнутся работы по консервации росписей. Фото: Historic Coventry Trust
Вскоре начнутся работы по консервации росписей.
Фото: Historic Coventry Trust

За минувшие десятилетия монастырь сильно пострадал, в том числе от прорыва водопровода прямо над стеной с «Распятием». Фонд приобрел здание за символическую цену в £1. Благодаря кампании по сбору средств и £4,3-миллионному гранту от Фонда лотереи «Культурное наследие» удалось заменить крышу и отремонтировать внутреннее убранство, а вскоре начнутся работы по консервации росписей. Нынешнее состояние «Распятия» не позволяет его реставрировать, однако фонд планирует создать проекцию его реконструированного изображения, добавив к нему другие найденные фрагменты. «Во всех уголках здания обнаруживаются все новые и новые элементы настенных росписей», — говорит Харрабин.

В рамках проекта стоимостью £8,2 млн здесь также восстановят две монашеские кельи. Картезианцы славились аскетизмом, и одна из келий будет сделана так, чтобы посетители смогли ощутить глубокую тишину, в которой монахи трудились и молились. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+