Монастырь в Ковентри воспрянет после исторических испытаний

№91, май 2021
№91
Материал из газеты

Средневековая обитель, закрытая Генрихом VIII в ходе английской Реформации вместе со множеством других религиозных учреждений, скоро окажется доступна для широкого круга посетителей

Раньше монастырь можно было посетить лишь несколько раз в год. Фото: Historic Coventry Trust
Раньше монастырь можно было посетить лишь несколько раз в год.
Фото: Historic Coventry Trust

Жители Ковентри наконец смогут получше рассмотреть подарок, полученный 80 лет назад, — средневековый картезианский монастырь. Он был завещан городу, но оставался доступным для посещения лишь несколько раз в год, в дни культурного наследия.

Это одна из немногих картезианских обителей, переживших тюдоровскую секуляризацию и сохранивших оригинальные интерьеры и росписи. Здание, первый камень в основание которого заложил в 1385 году король Ричард II, в какой-то момент принадлежало красавцу Роберту Дадли, фавориту Елизаветы I. Открытие памятника после реставрации состоится в июле в рамках программы «Культурная столица Великобритании», которой в этом году объявлен Ковентри.

Земля прилегающего к монастырю парка изобилует остатками древних построек, а дошедшие до наших дней дом настоятеля и трапезная долгое время использовались как светские помещения. Обеденный зал в трапезной раньше украшала настенная роспись начала XV века со сценой Распятия, но после нескольких перестроек сохранилась лишь ее нижняя часть с фигурой Иоанна Богослова. В другой части трапезной находится живописная имитация дорогого гобелена, созданная в XVI веке, возможно, по заказу Дадли, когда тот перестраивал дом, чтобы в нем могла разместиться часть свиты Елизаветы во время ее визита в Ковентри.

Фрагмент настенной росписи со сценой Распятия. Начало XV в. Фото: Historic Coventry Trust
Фрагмент настенной росписи со сценой Распятия. Начало XV в.
Фото: Historic Coventry Trust

Сегодня город известен прежде всего впечатляющим кафедральным собором, построенным в 1950-е годы по проекту Бэзила Спенса рядом с руинами старого собора, разрушенного при бомбардировках в ноябре 1940 года. Тогда от средневекового города уцелело на удивление многое, хотя значительная часть этого наследия почти неизвестна не только туристам, но и местным жителям. «Я рос в полутора километрах от монастыря и никогда не слышал о нем», — рассказывает Йен Харрабин, председатель Фонда исторического Ковентри. Институции принадлежат здание монастыря с окружающими постройками, руинами и парком, а также викторианское кладбище и целая улица старинных магазинов. Всего под опеку взято 27 исторических объектов.

Изначально фонд был создан именно для того, чтобы спасти монастырь. В 2008 году, после того как здание покинул арендовавший его колледж, прозвучало предложение выставить объект на продажу, что вызвало общественное возмущение. Ведь еще в 1940 году здание с парком жителям Ковентри завещал его последний частный владелец, полковник У.Ф.Уайли, семья которого и обнаружила росписи, спрятанные под деревянной обшивкой. 

Вскоре начнутся работы по консервации росписей. Фото: Historic Coventry Trust
Вскоре начнутся работы по консервации росписей.
Фото: Historic Coventry Trust

За минувшие десятилетия монастырь сильно пострадал, в том числе от прорыва водопровода прямо над стеной с «Распятием». Фонд приобрел здание за символическую цену в £1. Благодаря кампании по сбору средств и £4,3-миллионному гранту от Фонда лотереи «Культурное наследие» удалось заменить крышу и отремонтировать внутреннее убранство, а вскоре начнутся работы по консервации росписей. Нынешнее состояние «Распятия» не позволяет его реставрировать, однако фонд планирует создать проекцию его реконструированного изображения, добавив к нему другие найденные фрагменты. «Во всех уголках здания обнаруживаются все новые и новые элементы настенных росписей», — говорит Харрабин.

В рамках проекта стоимостью £8,2 млн здесь также восстановят две монашеские кельи. Картезианцы славились аскетизмом, и одна из келий будет сделана так, чтобы посетители смогли ощутить глубокую тишину, в которой монахи трудились и молились. 

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+